Процесс внедрения пенсионной реформы в Украине снова забуксовал. На этот раз сдерживающим фактором является не столько сам механизм введения накопительной пенсионной системы, сколько понимание отсутствия достаточных рычагов у государства для обеспечения длительных гарантий сохранности пенсионных отчислений граждан.
Кажется, и в правительстве, и в парламенте пришли только к одному общему знаменателю ‒ солидарная система пенсионного обеспечения ведет к коллапсу всей системы социального обеспечения пожилых граждан. А вот в вопросе, как вводить накопительную пенсионную систему продолжаются дискуссии. Существует мнение, что обязательность накопительных пенсионных отчислений будет заставлять и работодателей, и работников обходить правила официального трудоустройства, что будет способствовать негативным явлениям «теневой» экономики.
С другой стороны, государство само по себе не может гарантировать надежность и диверсификацию в росте накоплений граждан. Во-первых, для этого пока не хватает инвестиционных инструментов и профессиональных «игроков» на рынке. Во-вторых, украинской экономике не хватает прочности и прогнозируемости ‒ особенно, когда речь идет об уровне инфляции.
Есть ли альтернатива введению обязательного пенсионного накопления?
Тайны солидарной системы
Считается, что от солидарной системы пенсионного обеспечения Украине нужно постепенно отказываться в пользу обязательной накопительной системы, или так называемой «смешанной» системы пенсионного обеспечения ‒ когда каждый гражданин, кроме обязательных накоплений, может разработать и внедрить собственную инвестиционную стратегию пенсионных накоплений и хранить их в страховых или иных инвестфондах.
Однако следует отметить и не всегда оправданные страхи по использованию солидарной системы. Ведь главный упрек для дальнейшего функционирования ‒ демографические изменения в структуре украинского населения. Трудоспособного населения становится все меньше, тогда как количество пенсионеров растет. Не способствует улучшению ситуаций низкий уровень рождаемости. Поэтому для дальнейшей поддержки солидарной системы нужно постоянно увеличивать налоговую нагрузку на работающих граждан.
Однако во многих развитых странах до сих пор не отказались от солидарной системы. Как им удалось наладить ее функционирование?
Во-первых, за счет улучшения системы здравоохранения и повышения уровня общего здоровья граждан. Поэтому в некоторых странах вполне допустимо повышают возраст выхода граждан на пенсию, мотивируя это лучшей заботой за здоровьем и более длительной продолжительностью жизни.
Во-вторых, это, конечно, высокие налоги и низкий уровень «тенизации» экономики. Это позволяет и больше собирать в Пенсионный фонд, и распределять значительно большие суммы на пенсии. При этом сами граждане могут добровольно пользоваться и другими продуктами долгосрочного накопления.
В-третьих, эффективно организована система миграционной политики: если своих «работающих» граждан не хватает, заменить их могут мигранты, которые так же будут отчислять пенсионные взносы. Кроме того, пенсионные налоги за них могут платить еще и работодатели. Поэтому частично демографические «пробелы» устраняются за счет мигрантов.
Получается, солидарная система сама по себе не является абсолютно неприемлемой, впрочем, в условиях украинских экономических и политических реалий она пока что не способна выполнять свою основную функцию ‒ обеспечивать достойной пенсией граждан.
Накопление принудительное или добровольное?
Что касается самого запуска пенсионной реформы ‒ то в данном вопросе ни правительство, ни парламент пока далеко не продвинулись. Еще ноябре 2020-го в Верховной раде был зарегистрирован правительственный законопроект №4408. Чуть позже, в декабре 2020-го, у него появилась альтернативная версия, авторами которого выступили семь нардепов.
В феврале 2021-го глава парламентского комитета по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов Галина Третьякова сообщила, что в Верховной раде работают над еще одним законопроектом ‒ мол, он будет рассмотрен и, вероятно, проголосован к концу 5-й сессии парламента по крайней мере в первом чтении. Законопроект №2683-3 был внесен в мае текущего года, однако уже в начале июня профильный комитет принял решение о его отклонении.
В общем основная причина задержки с введением пенсионной реформы ‒ отсутствие доверия в обществе и непонимание самой властью, удастся ли ее воплотить в жизнь. Интересно, что кроме критиков пенсионной реформы в рядах оппозиции, в провластном лагере тоже хватает скептиков относительно путей и достаточного количества механизмов реализации накопительной системы.
Так, с критикой подходов к пенсионной реформе выступала профильный министр социальной политики Марина Лазебная. По ее мнению, с 2003 года в Украине пытались построить трехуровневую пенсионную систему европейского образца, но сделать этого так и не удалось из-за того, что государство не уделяет этому вопросу достаточного внимания.
Советник президента по экономическим вопросам Олег Устенко также считает преждевременной инициативу с введением обязательной накопительной пенсионной системы. Прежде всего потому, что и наемные работники, и работодатели предпочтут «теневое» трудоустройство, что опять же увеличит давление на тех, кто добросовестно платит налоги и еще больше поставит под угрозу существование солидарной системы.
Поэтому наиболее реальный выход ‒ создание добровольного уровня пенсионной системы, когда каждый гражданин может самостоятельно решать куда, как и сколько ему вкладывать для получения собственной пенсии.
Правда, в данном вопросе есть несколько критических рисков. Во-первых, в Украине до сих пор не создана или только зарождается качественная инфраструктура инструментов, куда можно инвестировать средства на длительную перспективу. Это и вопросы развития фондового рынка и возможности вложений в недвижимость, и допуск на внутренний рынок надежных и всемирно известных пенсионных фондов.
Во-вторых, для принятия решения, куда лучше всего вкладывать средства, чтобы обеспечить себе достойную старость ‒ украинцы должны будут изрядно повысить уровень финансовой грамотности. Очевидно, государство должно заранее позаботиться и по поводу данного вопроса.
А пока запуск пенсионной реформы, скорее всего, будет снова отложен на 2022-2023 годы. А пока что лишь некоторые из новых элементов реформы могут быть частично запущены в начале следующего года.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»