Традиционно с наступлением осени внутренние политические процессы активизируются. Это касается и деятельности законодательной ветви власти, и работы правительства и президента Украины. Осенью растут темпы деловой активности, ученики и студенты возвращаются на учебу, стартует новый отопительный сезон.
И для власти, и для оппозиции, так же как для парламентских, так и внепарламентских политических сил очередная осень ‒ шанс не только напомнить о себе, но и нарастить политические мышцы.
В каких главных политических темах следует ожидать активизации? Какими будут 5 главных политических решений осени-2021?
Мир и деоккупация Донбасса
Пожалуй, одна из самых чувствительных внутренних и внешних проблем для Украины. За последние полгода стало ясно, что формат Минских переговоров и заседаний ТКГ себя исчерпал ‒ все больше фактов свидетельствуют о том, что именно осень-2021 может стать или прорывом в вопросе деоккупации и возвращения Донбасса, или окончательным превращением временно оккупированных территорий в «замороженный» конфликт.
Россия демонстрирует враждебность, усиливаются обстрелы, на днях было отказано в продлении мандата миссии наблюдателей ОБСЕ на российских пунктах пропуска «Гуково» и «Донецк», расположенных на участке границы с оккупированными территориями Украины, продолжается массовая паспортизация жителей ОРДЛО российскими паспортами.
Внешние факторы также существенно влияют на возможность изменений в вопросе деоккупации Донбасса: во-первых, украинская власть демонстрирует стремление к деоккупации не только ОРДЛО, но и Крыма, что еще больше сказывается на агрессивных намерениях России в отношении Украины. Во-вторых, осторожную позицию заняли США ‒ это видно даже по результатам последнего визита президента Владимира Зеленского в Вашингтон и встречи с президентом США Джо Байденом. В-третьих, актуализировалась тема запуска «Северного потока-2», которая несет еще большие риски национальной безопасности Украины. В-четвертых, ожидается смена власти в Германии ‒ одного из ключевых стран-переговорщиков в «нормандском формате». В-пятых, совершенно очевидно стало то, что Минск больше не может быть местом для продолжения переговорного процесса, учитывая последние события в Белоруси, позицию Украины и усиление санкций в отношении самопровозглашенного президента Александра Лукашенко.
Что может произойти? Наиболее вероятны два сценария: условно «перезапуск» «нормандского формата» по поиску действенного механизма деоккупации и возвращения ОРДЛО. Второй сценарий ‒ объявление Всеукраинского референдума, в ходе которого украинцам предложат определить дальнейшую судьбу оккупированной части Донбасса.
Вопрос тарифов
Осенью на новый уровень может выйти вопрос повышения тарифов на коммунальные услуги для населения. Кабмин всевозможными способами за счет государственных компенсаций сумел «погасить» повышение тарифов, которое должно было состояться еще в январе текущего года.
Однако, скорее всего, новых повышений не избежать. Новые рыночные механизмы предусматривают другие методы формирования тарифов, хотя уровень монополизации в энергетической сфере ‒ до сих пор самый высокий среди всех остальных. Удастся ли в новом отопительном сезоне хоть как-то «смягчить» ситуацию компенсаторными механизмами ‒ вопрос открытый.
Деолигархизация и борьба с коррупцией
Сказали «а» ‒ придется говорить и «б». Кроме возвращения к принятию во втором чтении нового закона о деолигархизации, нужно будет еще и обеспечить его выполнение.
В общем, этой осенью может быть объявлена новая «битва с коррупцией»: в США украинская власть взяла на себя дополнительные обязательства более тщательно уделить внимание этой теме. Вероятно произойдут кадровые перестановки в ГПУ и наконец разблокируется ситуация с САП. Интересно, как будет действовать Бюро экономической безопасности, какие процессы будут происходить с ГБР и НАБУ, справится ли с новыми вызовами МВД во главе с новым министром?
Кадровые перестановки в правительстве
В начале осени в очередной раз в 2021 году возобновились разговоры о кадровых ротациях в правительстве Дениса Шмыгаля. Очевидно, от точечных кадровых решений власть таки не сможет отказаться.
А вот ключевой вопрос ‒ состоится ли полноценная отставка нынешнего правительства в полном составе, и найдется ли ему замена ‒ похоже, вызывает сомнения у многих ключевых политических стейкхолдеров в Украине. Скорее всего, отставка всего правительства может состояться только при условии существенного ухудшения рейтингов пропрезидентской команды вследствие ощутимых непопулярных решений власти среди населения. Это и рост тарифов, и курсовые колебания, и увеличение темпов инфляции и безработицы.
Новые политические противостояния
Есть еще два важных противостояния, которые могут нарушить политический баланс этой осенью. Первое ‒ противостояние на уровне Офиса президента и мэром Киева Виталием Кличко, поводом для которого является должность главы КГГА. Тогда как реальной причиной является политический потенциал Кличко как политика общенационального масштаба и реального конкурента Владимиру Зеленскому на следующих президентских выборах.
Второе возможное противостояние ‒ так называемая «спикериада», обусловленная усилением рейтинговых и имиджевых позиций действующего председателя Верховной рады Украины Дмитрия Разумкова. Спикер формально остается в пропрезидентской команде, впрочем все чаще демонстрирует отличную от Офиса президента государственную позицию как главы парламента и значительный политический потенциал.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»