Переходной период в ОРДЛО и Крыму: главные моменты из законопроекта Кабмина

Читати українською

Правительство зарегистрировало в Верховной раде законопроект «О государственной политике переходного режима». Документ нужен, чтобы унифицировать подходы к временно оккупированным территориям, реинтегрировать их жителей и способствовать преодолению последствий российской агрессии. Главные моменты из законопроекта – на инфографике «Слово и дело».

Как будут определять дату окончания оккупации территорий, кто будет иметь право на участие в местных выборах на Донбассе и в Крыму и другие подробности законопроекта – на инфографике.
Законопроект о переходном законодательствеСлово и делоИзображение максимального размера (откроется в новом окне)

В законопроекте подается определение таких понятий, как переходной и конфликтный периоды, постконфликтный период, переходная юстиция, устойчивый мир и так далее.

Например, временная оккупация – это действия страны-агрессора, направленные на установление контроля над частью территории Украины оккупационными силами. Датой временной оккупации украинских территорий считается 20 февраля 2014 года. Дата деоккупации является днем завершения конфликтного и начала постконфликтного периода. Дату восстановления территориальной целостности Украины устанавливает президент.

Устойчивый мир, согласно проекту, это состояние общества, которое наступает после полного прекращения военных действий, отсутствия оккупационных сил РФ на украинской территории и успешного завершения деятельности по построению мира.

Факт отсутствия оккупационных сил России устанавливают министр обороны, глава СБУ и министр внутренних дел путем представления президенту.

В законопроекте прописаны также правовые последствия деятельности агрессора и оккупационных сил. Так, их нормативно-правовые акты не создают никаких правовых последствий. Кроме того, не признается принудительное или автоматическое предоставление гражданам Украины российского гражданства.

Также не допускается взаимодействие народных депутатов, депутатов местных советов, органов местного самоуправления с Россией, ее государственными и местными органами и оккупационными администрациями без полномочия на это президента.

Согласно проекту закона, не допускается преследование или наказание лиц, которые не совершали преступлений на временно оккупированных территориях. Но те, кто находился в составе оккупационных сил или администраций, не могут быть освобождены от уголовной ответственности.

На временно оккупированных территориях нельзя проводить общегосударственные и местные выборы, а также всеукраинские и местные референдумы.

Местные выборы после деоккупации могут быть проведены только в соответствии с Конституцией Украины, Избирательным кодексом и с соблюдением стандартов ОБСЕ и Совета Европы.

Назначить местные выборы на деоккупированных территориях можно только, если обеспечить:

  • недопущение противоправного вмешательства в избирательный процесс;

  • соблюдение принципов политического плюрализма и многопартийности;

  • соблюдение избирательных прав переселенцев;

  • свободу предвыборной агитации, равный доступ СМИ, восстановление украинского теле- и радиовещания;

  • безопасные условия деятельности наблюдателей.

Чтобы не допустить повторение оккупации, государство должно принимать определенные меры. В частности, осуществлять эффективную гуманитарную и оборонную политику, осуществлять мероприятия национально-патриотического воспитания и так далее.

Напомним, «Слово и дело» отследило, как менялась риторика Владимира Зеленского по Донбассу.

Как Украина будет бороться с российской паспортизацией жителей ОРДЛО, читайте в колонке Александра Радчука.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: