Госрегулирование цен на бензин и дизтопливо: разбираемся, что произошло

Читати українською

В Украине в выходные несколько крупных сетей автозаправочных станций приостановили продажу премиальных марок бензина и дизельного топлива. Этот шаг был ответом на постановление правительства о введении граничных торговых наценок на топливо на период карантина. «Слово и дело» разобралось, почему Кабмин принял такое решение и что оно означает.

Почему Кабмин ввел госрегулирование цен на бензин и дизель и как отреагировали АЗС – на инфографике.
Госрегулирование цен на топливоСлово и делоИзображение максимального размера (откроется в новом окне)

14 мая Кабинет министров установил на период карантина граничные уровни торговых надбавок к средним ценам на бензин и дизельное топливо. «Это ответ на необоснованный рост цен на топливо в розничных сетях. Правительство за здоровую и прозрачную конкуренцию на рынке топлива. Но в то же время правительство должно защитить простых потребителей, которые и так пострадали от вынужденных карантинных ограничений. Предельный размер торговой надбавки сделает невозможным манипуляцию ценами, стабилизирует рынок розничной торговли горючим и введет прозрачный механизм ценообразования», – так решение объяснили в Министерстве экономического развития.

На один литр бензина предельная торговая надбавка должна составлять не больше 5 грн (включая НДС), на один литр дизеля – не больше 7 грн (включая НДС). Надбавка начисляется к средней стоимости горючего, которая будет определяться на основании данных международного информационного агентства Platts CIF NWE за последний месяц с учетом акциза и налога на добавленную стоимость.

По этим расчетам, в мае средняя цена бензина должна составить 30,22 грн за литр, дизельного топлива – 27,89 грн за литр.

В «Европейской бизнес ассоциации» это решение раскритиковали, отметив, что оно будет способствовать еще большей тенизации рынка. Также в ЕБА заявили, что регулирование цен приведет к убыткам для бизнеса и отразится на налоговых поступлениях в госбюджет.

Постановление вступило в силу 15 мая, а уже 16-го числа сети АЗС «ОККО», WOG, KLO, Socar, Shell прекратили продажу топлива премиум-марок.

«Из-за введения государственного регулирования цен на горючее мы временно приостанавливаем продажу VENTUS 95 и VENTUS Diesel. Также мы вынуждены уменьшить скидки по акции «Всем семь». Теперь максимальная скидка составит – 5 грн/л. Дополнительная скидка при оплате KLO PAY не применяется», – сообщили в сети KLO.

«С 15 мая в связи с введением государственного регулирования цен на топливо на АЗК ОККО временно приостановлена реализация PULLS 95 и PULLS Diesel. Это связано с тем, что продажа топлива этих марок по цене, установленной Кабинетом министров на май, является убыточной для сети», – заявили в сети «ОККО». Сеть WOG прекратила реализацию премиального топлива 95 Mustang и ДТ + Mustang.

«Компания вынуждена временно приостановить реализацию премиального топлива – NANO 95, Diesel Nano Extro, а также начисления дополнительных скидок для наших клиентов до получения дополнительных разъяснений регулятора», – предупредили клиентов в Socar.

В Министерстве экономики отреагировали на действия участников рынка в тот же день: пояснили, что постановление распространяется только на бензин и дизельное топливо, включенные в перечень товаров, имеющих существенную социальную значимость – бензин марок А-92 и А-95, а также дизель.

«Таким образом, под установку максимальной торговой надбавки не подпадает «брендовое премиальное» топливо с улучшенными показателями качества и обозначение (маркировка) которого включает определенную торговую марку (товарный знак), что предлагается на автозаправочных станциях для автомобилей премиум сегмента по более высокой цене, чем социально значимое горючее», – добавили в министерстве.

Сегодня, 17 мая, некоторые сети возобновили продажу премиум-топлива.

Ранее эксперт объяснил «Слово и дело», чем опасно для рынка госрегулирование цен.

Напомним, на инфографике можно посмотреть, как с 1996 года в Украине менялась стоимость бензина марки А-95 и как параллельно менялся размер среднемесячной зарплаты.

Также мы писали, как менялось потребление топливных продуктов в Украине в 2014-2021 годах.

Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.


Подписывайтесь на наш аккаунт в Telegram, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Поделиться:
АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО
Подпишитесь на наш канал