Госрегулирование цен на топливо: зачем это правительству и какие угрозы создает для рынка

Читати українською
Что происходит с ценами на горючее и почему бизнес не доволен решением правительства о государственном регулировании стоимости топлива, разбиралось Слово и дело.
Регулирование цен на топливоРixabay

Недавно Кабмин принял постановление, которым ввел предельные торговые надбавки (наценки) на топливо на период действия карантина. После этого ряд сетей АЗС приостановили продажу премиум-топлива. Но Министерство экономического развития заявило, что правительственное постановление о регулировании цен на горючее не распространяется на его премиум-виды. Что происходит с ценами на топливо и почему бизнес не доволен решением правительства, разбиралось «Слово и дело».

Почему повысили цены на топливо

Согласно решению Кабмина, предельная надбавка будет начисляться к средней стоимости топлива, которая будет определяться на основе данных за предыдущую декаду с учетом акциза и налога на добавленную стоимость.

То есть, предельный уровень торговой надбавки составит:

  • не более 7 гривен (включая НДС) на 1 литр для дизельного топлива;
  • не более 5 гривен (включая НДС) на 1 литр для автомобильных бензинов.

Поэтому с 15 мая продавцы обязаны учитывать эту надбавку при установлении розничной цены на топливо на АЗС.

Как бизнес отреагировал на повышение цен за топливо

В «Европейской Бизнес Ассоциации» говорят, что такая инициатива будет лишь способствовать еще большей тенизации рынка и здесь проигрывают все стороны.

Ассоциация отмечает, что постановление правительства может поставить прозрачный бизнес в единый «ценовой коридор» и исказить рыночную конкуренцию. В свою очередь сети АЗС Socar, KLO, WOG и OKKO заявили о приостановлении продажи премиального бензина и дизеля.

Как постановление трактует министерство

Однако Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины подчеркивает, что действие постановления Кабинета министров распространяется на автомобильные бензины и дизельное топливо, включенные в Перечень товаров, имеющих существенную социальную значимость, а именно на бензин марки А-92, А-95 и дизельное топливо.

«Под установление максимальной торговой надбавки не подпадает брендовое премиальное горючее с улучшенными показателями качества и обозначение (маркировка) которого включает определенную торговую марку», ‒ добавили в Минэкономики.

Средние цены на рынке были ниже определенных правительством ‒ эксперт

В комментарии «Слово и дело» директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн отметил, подавляющее число украинских АЗС в 2021 году отвечало озвученным критериям Минэкономики, потребители имели возможность выбирать поставщика топлива в широком ценовом диапазоне.

«Нам абсолютно неясны предпосылки введения госрегулирования и цели, которые ставит перед этим проектом министерство», ‒ отметил Куюн.

По словам эксперта, на заправочных станциях, где заявленные цены были выше, реальная стоимость нефтепродуктов была близка к расчетной за счет дисконтных программ, предусматривающих скидки объемом 2,5-3,0 грн/л.

Кроме того, эксперты группы рассчитали предельный уровень цен на бензин и ДТ по алгоритму министерства. Полученные значения были сопоставлены с фактическими ценами на АЗС в январе-апреле 2021 года. Средняя расчетная цена на бензин А-95 составила бы 28,4 грн/л, на дизельное топливо – 27,4 грн/л. Фактический средний уровень розничных цен в 2021 году составил 27,4 грн/л и 26,8 грн/л.

«Таким образом, средние значения рынка находились ниже уровней, предложенных Минэкономики», ‒ подчеркнул Куюн.

Он добавил, что такая инициатива правительства будет стимулировать развитие нелегального рынка, который уже достиг беспрецедентных масштабов.

«На торговле фальсификатом и на схемах по уходу от налогообложения теневики получают преимущество от 3 до 12 грн/л и увеличивают объемы продаж. В то же время добросовестные участники рынка вынуждены увеличивать торговые наценки, чтобы компенсировать утекающую реализацию. Госрегулирование лишь усугубит эту ситуацию, ударив по «белому» бизнесу, и толкнет рынок в тень еще сильнее», – заявил Сергей Куюн.

Ранее Сергей Куюн рассказывал, как ситуация с ценами на нефть скажется на отечественном топливном рынке и когда ждать улучшения ситуации.

Также «Слово и дело» в инфографике объясняет, почему Кабмин решил регулировать цены на топливо.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: