Госрегулирование цен на топливо: зачем это правительству и какие угрозы создает для рынка

Читати українською
Регулирование цен на топливоРixabay

Недавно Кабмин принял постановление, которым ввел предельные торговые надбавки (наценки) на топливо на период действия карантина. После этого ряд сетей АЗС приостановили продажу премиум-топлива. Но Министерство экономического развития заявило, что правительственное постановление о регулировании цен на горючее не распространяется на его премиум-виды. Что происходит с ценами на топливо и почему бизнес не доволен решением правительства, разбиралось «Слово и дело».

Почему повысили цены на топливо

Согласно решению Кабмина, предельная надбавка будет начисляться к средней стоимости топлива, которая будет определяться на основе данных за предыдущую декаду с учетом акциза и налога на добавленную стоимость.

То есть, предельный уровень торговой надбавки составит:

  • не более 7 гривен (включая НДС) на 1 литр для дизельного топлива;
  • не более 5 гривен (включая НДС) на 1 литр для автомобильных бензинов.

Поэтому с 15 мая продавцы обязаны учитывать эту надбавку при установлении розничной цены на топливо на АЗС.

Как бизнес отреагировал на повышение цен за топливо

В «Европейской Бизнес Ассоциации» говорят, что такая инициатива будет лишь способствовать еще большей тенизации рынка и здесь проигрывают все стороны.

Ассоциация отмечает, что постановление правительства может поставить прозрачный бизнес в единый «ценовой коридор» и исказить рыночную конкуренцию. В свою очередь сети АЗС Socar, KLO, WOG и OKKO заявили о приостановлении продажи премиального бензина и дизеля.

Как постановление трактует министерство

Однако Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины подчеркивает, что действие постановления Кабинета министров распространяется на автомобильные бензины и дизельное топливо, включенные в Перечень товаров, имеющих существенную социальную значимость, а именно на бензин марки А-92, А-95 и дизельное топливо.

«Под установление максимальной торговой надбавки не подпадает брендовое премиальное горючее с улучшенными показателями качества и обозначение (маркировка) которого включает определенную торговую марку», ‒ добавили в Минэкономики.

Средние цены на рынке были ниже определенных правительством ‒ эксперт

В комментарии «Слово и дело» директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн отметил, подавляющее число украинских АЗС в 2021 году отвечало озвученным критериям Минэкономики, потребители имели возможность выбирать поставщика топлива в широком ценовом диапазоне.

«Нам абсолютно неясны предпосылки введения госрегулирования и цели, которые ставит перед этим проектом министерство», ‒ отметил Куюн.

По словам эксперта, на заправочных станциях, где заявленные цены были выше, реальная стоимость нефтепродуктов была близка к расчетной за счет дисконтных программ, предусматривающих скидки объемом 2,5-3,0 грн/л.

Кроме того, эксперты группы рассчитали предельный уровень цен на бензин и ДТ по алгоритму министерства. Полученные значения были сопоставлены с фактическими ценами на АЗС в январе-апреле 2021 года. Средняя расчетная цена на бензин А-95 составила бы 28,4 грн/л, на дизельное топливо – 27,4 грн/л. Фактический средний уровень розничных цен в 2021 году составил 27,4 грн/л и 26,8 грн/л.

«Таким образом, средние значения рынка находились ниже уровней, предложенных Минэкономики», ‒ подчеркнул Куюн.

Он добавил, что такая инициатива правительства будет стимулировать развитие нелегального рынка, который уже достиг беспрецедентных масштабов.

«На торговле фальсификатом и на схемах по уходу от налогообложения теневики получают преимущество от 3 до 12 грн/л и увеличивают объемы продаж. В то же время добросовестные участники рынка вынуждены увеличивать торговые наценки, чтобы компенсировать утекающую реализацию. Госрегулирование лишь усугубит эту ситуацию, ударив по «белому» бизнесу, и толкнет рынок в тень еще сильнее», – заявил Сергей Куюн.

Ранее Сергей Куюн рассказывал, как ситуация с ценами на нефть скажется на отечественном топливном рынке и когда ждать улучшения ситуации.

Также «Слово и дело» в инфографике объясняет, почему Кабмин решил регулировать цены на топливо.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ

и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»
Поделиться: