Кредитный стоп-кран: с чем связана пауза в сотрудничестве с МВФ

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Похоже, в 2021 году Украине придется сдавать экзамен на самостоятельное экономическое плавание ‒ миссия МВФ, проработав в Украине с 21 декабря прошлого года до 12 февраля текущего, даже не обнародовала приблизительных сроков предоставления очередного транша кредита.

В июне прошлого года Совет директоров Международного валютного фонда принял решение о начале новой программы сотрудничества с Украиной, рассчитанной на 18 месяцев и объемом в 5 миллиардов долларов. Тогда же Украина получила первый транш, объемом в 2,1 миллиарда долларов. Средства были направлены на сохранение платежного баланса и поддержку бюджета.

Ожидалось, что уже в начале 2021-го, после оценки ситуации по выполнению так называемых «структурных маяков» миссия МВФ объявит о дате предоставления следующего транша. В правительстве выражали надежду, что по самому пессимистическому прогнозу Украина получит второй транш в марте. Однако в МВФ решили не спешить и, очевидно, не слишком довольны темпами внедрения реформ в нашем государстве.

Выдержит ли экономика Украины длительное существование без кредитной «иглы» МВФ? Какие риски и пойдет ли такое «голодание» на пользу?

Важные сроки

Во власти успокаивают и уверяют ‒ новой программы сотрудничества с Фондом пока не планируют и надеются получить очередной транш еще по действующей. В частности, премьер-министр Денис Шмыгаль отметил, что все параметры сотрудничества с МВФ выполняются. И уже в июне правительство планирует получить еще один транш от Фонда.

Украина и МВФ обсуждают пять основных вопросов – МарченкоОбсуждается пять основных вопросов, которые, скорее всего, войдут в обновленный Меморандум между Украиной и МВФ

«Осталось несколько ключевых пунктов в работе с МВФ: это цена на газ, это согласование макропоказателей на 2022-2023 годы, судебная реформа, закон о Высшем совете правосудия, об усилении уголовной ответственности за незаполнение деклараций и закон о НАБУ», ‒ отметил премьер.

В отличие от главы Кабмина, в Офисе президента отмечают, что кредитные средства удастся привлечь, но осторожно не называют даты. По словам советника Президента Олега Устенко, транш Украина надеется получить в этом году. И подчеркивает ‒ все предложенные «программные маяки» в сотрудничестве с МВФ совпадают с реформами, которые инициирует глава государства.

В правительстве отчитываются, что на казначейских счетах достаточно средств для обслуживания внешних долгов до июля текущего года.

Уверенности добавляет рекордный объем международных резервов Нацбанка, которые по состоянию на начало этого месяца составили около 30 млрд долларов. Кроме того, Минфин продолжает привлекать средства от инвесторов от продажи ОВГЗ. Впрочем этот инструмент остается достаточно рискованным ‒ благодаря привлекательной процентной ставке, ведь средства, гарантированные государством, нужно будет вскоре возвращать инвесторам в валюте, что создает дополнительное давление на отечественную финансовую систему и, в частности, на курс гривны.

Впрочем оптимизм украинских властей относительно сроков получения кредита от МВФ не слишком разделяют западные эксперты и аналитические центры. Аналитики инвестбанка JP Morgan считают, что в случае снятия Кабмином ограничений цен на газ в апреле МВФ может перечислить средства во втором квартале 2021-го года. В свою очередь, аналитики Bank of America (BofA) Global Research считают, что вернуться к пересмотру программы сотрудничества с Международным валютным фондом могут только в июле-сентябре или даже октябре-декабре 2021 года.

Побудить к реформам

Действительно, традиционно Украина не слишком быстро внедряет реформы. А учитывая непростой кризисный 2020-й год ‒ некоторые «структурные маяки» не слишком продвинулись в выполнении. Кроме того, после акций протестов относительно повышения тарифов правительство вынуждено было пойти на определенные уступки, на некоторое время ограничив рост цен на газ для населения.

Увольнение директора НАБУ Сытника нарушает условия меморандума с МВФ – СМИПопытка увольнения Сытника грозит Украине скандалом с МВФ, так как очень грубо нарушает положения подписанного в июне 2020 года меморандума

Именно вопрос с энергорынком традиционно вызывает больше всего дискуссий: продолжать ли сотрудничество с МВФ. Ведь речь идет о создании полноценного неубыточного рынка энергетики, а без поднятия тарифов, естественно, не обойтись.

Однако в МВФ уже длительное время напоминают, что речь идет не столько о повышении цен, как о создании рыночных условий для предоставления услуг по поставкам энергоресурсов. И «ручное» регулирование со стороны Кабмина негативно сказывается на развитии именно рыночных отношений. Однако потенциальная опасность протестов и снижение рейтингов ‒ вносят коррективы и в сотрудничество с МВФ, даже во времена, когда без кредитных средств вряд ли Украине удастся справиться с возвращением долгов уже в ближайшие 2 года.

Что касается выполнения других «структурных маяков» ‒ это прежде всего речь идет о многострадальной судебной реформе (принятие того же закона о Высшем совете правосудия), а также у МВФ вызывает беспокойство возможность вмешательства государства в работу антикоррупционных органов (прежде всего в НАБУ и САП). Еще одна сфера, на которую намекают в Фонде ‒ усиление банковского надзора и фискальных требований для украинского бизнеса и граждан.

Очередной кнут для Украины?

Политические эксперты отмечают, что позиция МВФ стала жестче после того, как в начале года в США появился новый президент. Ведь до сих пор сотрудничество с МВФ продолжалось достаточно успешно, а учитывая количество серьезных вызовов, с которым в 2020-м столкнулась Украина и весь мир ‒ ситуация не выглядела настолько критической, чтобы отсрочить предоставление очередного транша.

Отсутствие транша МВФ не станет катастрофой – ГетманцевУкраина в 2021 году сможет выполнить свои бюджетные обязательства, даже если не получит транш МВФ.

Весной свою работу активизирует Верховная рада и эксперты прогнозируют, что большинство законодательных инициатив президента и правительства будут проголосованы. А вот удастся ли их имплементировать до конца этого года с соответствующими результатами вопрос риторический. Чисто по формальным признакам и парламент, и правительство выполнят ключевые условия сотрудничества с Фондом.

Однако все чаще на неофициальном уровне среди политиков звучат настроения о том, что сотрудничество с МВФ ‒ искусственно навязанное, и не так и необходимо для стабильного развития экономики Украины. Однако в сотрудничестве с Фондом до сих пор недооценен политический аспект, ведь в случае срыва договоренностей Украина может остаться не только один на один со своими экономическими проблемами, но и параллельно может приобрести дополнительные проблемы в сфере национальной безопасности.

Поэтому следующие полгода для украинской власти будут определяющими ‒ или мы остаемся в непростом дискурсе реформирования государства, или погружаемся в политическую нестабильность с ручным управлением, отставкой правительства и переформатированием парламентской коалиции. Конечно, с высокой вероятностью смены очередной правящей команды.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: