Сила оппонента: что изменит закон об оппозиции в парламентской жизни?

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Сразу несколько влиятельных спикеров в лагере монобольшинства и партии «Слуга народа» анонсировали возможность принятия закона об оппозиции уже осенью текущего года. На новой очередной сессии парламента может быть проголосован закон, который значительно расширит институциональную способность парламентской оппозиции.

Вчера уверенности этим намерениям добавил председатель Верховной рады Дмитрий Разумков. Cпикер парламента рассказал, что законопроект нарабатывается рабочей группой, в состав которой входят представители всех фракций и групп. Вероятно, документ в первом чтении может быть рассмотрен уже в сентябре-октябре текущего года.

В общем принять закон об оппозиции представители действующей власти обещали еще во время прошлогодних избирательных кампаний. Еще будучи представителем президента в Верховной раде в июле прошлого года Руслан Стефанчук заявил, что команда Владимира Зеленского и партия «Слуга народа» выступают за сильную оппозицию в Украине, поскольку «конкуренция порождает качество». «Я глубоко убежден, что оппозиции должны быть отданы комитет по свободе слова, должность вице-спикера, может идти речь и о бюджетном комитете, но этот вопрос еще можно дискутировать, потому что где-то такое есть, а где-то нет», - сказал тогда Стефанчук .

Интересно, что провластное большинство опередили во фракции «Оппозиционная платформа – За жизнь», и одними из первых зарегистрировали соответствующий законопроект в конце августа 2019 года. Этот документ был даже включен в повестку дня в начале 2020-го, однако дальше этого дело не пошло.

Для чего и кому больше нужен закон об оппозиции? Удастся ли его принять уже в текущем году? Какие нормы он может в себя включать?

Новые правила для всех

Как и большинство системных инструментов демократии в Украине, закон об оппозиции - имеет очень длительную историю политических обещаний. Любой отечественный политик понимал - рано или поздно, он так или иначе окажется в оппозиции к власти. И если властных рычагов у парламентского большинства - вполне достаточно, даже несмотря на «качество» этой коалиции, то быть в оппозиции - это всегда испытывать недостаток институциональных инструментов влияния на повестку дня парламентской жизни.

Закон об оппозиции: нужно ли отдельное регулированиеОтдельный законопроект, который бы регулировал деятельность оппозиции, сбалансирует политическую дискуссию в парламенте, считает эксперт.

Поэтому оппозиции часто приходится устраивать громкие акции несогласия, блокировать трибуну парламента, собирать подписи и вообще прибегать к креативу в отстаивании своей позиции.

Из последнего - стоит вспомнить, что законопроект об оппозиции обещал внести 5-й президент Петр Порошенко в своей предвыборной программе во время президентской кампании 2014 года. Впрочем, так и не сделал этого. Верховная рада 8-го созыва несколько раз возвращалась к голосованию по включению данного вопроса в повестку дня. Законопроект также был разработан, впрочем так и не вынесен на голосование.

В сентябре 2015-го альтернативный законопроект «Об оппозиции» внесли нардепы из фракции «РПЛ». Законопроектом предполагалось узаконить право оппозиционных фракций на руководящие должности в комитетах, что позволило бы чаще рассматривать альтернативные законопроекты чем те, которые предлагают провластные фракции коалиции, правительство или президент. В документе по квоте оппозиции предлагалось закрепить и целый ряд должностей, начиная от председателя Счетной палаты, заканчивая директором Национального антикоррупционного бюро.

Что дает закон об оппозиции?

Еще одна «фишка» закона об оппозиции - возможность создавать так называемый «альтернативный» состав Кабмина, который в 2000-х годах часто носил название «теневого правительства». Это совсем не уникальная практика - подобные нормы закреплены во многих странах мира с парламентской формой правления. Логика в этом двойная: во-первых, оппозиция демонстрирует свою готовность в любой момент взять ответственность в случае прихода к власти; во-вторых, «теневое правительство» - это всегда еще одна легальная площадка для конструктивной критики действий власти.

Какие программные обещания выполнили партии в течение работы трех сессий РадыБольше всего программных обещаний за время работы трех сессий парламента выполнили партии Слуга народа и Голос.

Интересно то, что в истории современной Украины в предыдущем созыве парламента уже существовала практика деятельности «теневых правительств». Именно так в свое время удалось прийти и подготовиться к новому походу за властью «раненой» во время событий «Оранжевой революции» Партии регионов.

До 2010 года деятельность парламентской оппозиции и «теневого правительства» были определены в законе Украины «О регламенте Верховной рады». В частности, в статье 72 определялись права и обязанности так называемого «оппозиционного правительства»: «каждый субъект оппозиционной деятельности после формирования Верховной радой персонального состава Кабинета министров может создать оппозиционное правительство из числа народных депутатов - членов парламентской оппозиции». Членами такого образования могли стать только народные депутаты, которые «готовят альтернативные предложения по программе деятельности Кабинета министров, актов Кабинета министров и обнародуют их в парламентских средствах массовой информации и на официальном веб-сайте Верховной рады».

Однако, как известно, после избрания в 2010 году президентом Украины Виктора Януковича, нардепы от провластной фракции Партии регионов внесли законодательные инициативы, согласно которым в парламенте официально могли существовать несколько оппозиций. А вскоре, в августе 2010 года, Конституционный суд вынес решение об отмене так называемой «политической реформы», согласно которому главы 12 и 13 (по формированию коалиции и оппозиции в парламенте) вообще были изъяты из закона «О регламенте Верховной рады».

Таким образом, нынешняя Верховная рада может стать уже первой в истории украинского парламентаризма, которая не только примет закон об оппозиции, но и закрепит его нормы в Конституции Украины. Но хватит ли на это голосов и времени?

Подготовка к новому будущему

Да, именно представители действующей власти активно продвигают идею не просто разработки и принятия соответствующего законопроекта об оппозиции, но и закрепления незыблемости его норм в Основном законе.

Политическая осень-2020: возможны ли досрочные выборы в ВРОсенью могут пройти досрочные парламентские выборы, потому что Зеленский не контролирует ни правительство, ни собственную политическую силу, считает эксперт.

Так, первый заместитель председателя Верховной рады Руслан Стефанчук убежден, что законопроект об оппозиции не может быть просто так изменен. Именно поэтому в «Слуге народа» продвигают идею по закреплению нормы в Конституции Украины до того, что изменения в закон об оппозиции можно было бы принимать не менее чем 300 голосами народных депутатов. «Для меня важно - это, во-первых, закрепление каталога прав оппозиции, а во-вторых, создание гарантий, чтобы эти вещи не изменились независимо от того, какая будет власть», - предостерегает Стефанчук.

И действительно, впервые в истории украинского парламентаризма удалось собрать большинство голосов и создать так называемую «монокоалицию» нардепами только одной фракции. Тогда как остальные политические силы, которые все же прошли в парламент, оказались без реальных рычагов влияния на принятие решений в государстве.

Повторение подобного сценария в ближайшем будущем - выглядит маловероятным, однако уже сейчас политики из провластного большинства все же готовят площадку для будущего перехода в оппозицию. Ведь в современных украинских реалиях - оказаться в оппозиции может быть еще очень удачным позиционированием для дальнейшего политического будущего. Поэтому не лишним будет институализировать возможности парламентской оппозиции в отдельном законе, да еще и защитить его отдельным конституционным положением.

Какие нормы для оппозиции могут быть проголосованы нынешним составом парламента? Безусловно, это то, сколько именно депутатов могут формировать парламентскую оппозицию. К 2010 году оппозиционной могла считалась фракция, которая насчитывала более половины нардепов, которые не вошли в состав коалиции.

Также оппозиции могут предоставить право созывать внеочередные заседания парламента, закрепят норму о представительстве в руководстве ВР и предоставят возможность председательства в нескольких комитетах. К слову, если раньше это могли быть не слишком «популярные» среди нардепов комитеты, то существует вероятность, что в новом законопроекте будут предложены другие схемы распределения в руководстве парламентских комитетов.

Самое интересное, что действующее монобольшинство пока ничем особенно не рискует - ведь даже в случае принятия соответствующего законопроекта, очевидно полноценно действовать он начнет только в следующем созыве парламента. И даже если Верховная рада 9-го созыва таки закончит свою работу раньше предусмотренной 5-летней каденции, в следующем созыве закон об оппозиции может пригодиться именно тем политическим силам, которые окажутся в меньшинстве. Поэтому в любом случае - быть в оппозиции в следующей Раде будет значительно комфортнее при любых обстоятельствах, чем в нынешней.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»


Подписывайтесь на наш аккаунт в Telegram, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Поделиться:
Загрузка...