Украина рассчитывает получить от МВФ 1,75 миллиарда долларов первого транша финансовой помощи по новой программе сотрудничества и рассчитывает впоследствии увеличить эту сумму до 3,5 миллиардов. Впрочем, новая кредитная программа МВФ зависит от принятия так называемого «антиколомойского» закона. «Слово и дело» обратилось за комментарием к эксперту экономических программ Центра Разумкова Владимиру Сиденко. По его мнению, МВФ намерен сохранить определенное влияние на экономические параметры украинской экономики и Украине будет нелегко выполнять обязательства по новой кредитной программе.
«Минфин исходит из тех потерь, которые могут угрожать в связи с тем, что мы находимся уже перед третьим продолжением карантина, и нет никакой гарантии, что этим все закончится. Последние сообщения о перспективах развития пандемического процесса не внушают существенных надежд, что это краткосрочная ситуация. Прежде всего Всемирная организация здравоохранения предупредила, что это будет долгосрочное влияние на протяжении двух лет. Конечно, потери экономические будут от этого увеличиваться», – рассказал Сиденко.
Он добавил, что ожидания Министерства финансов об увеличении транша МВФ до 3,5 миллиардов долларов связаны с попытками предсказать ситуацию.
По словам эксперта, Украина впервые сталкивается с ситуацией, когда накладывается большое количество негативных факторов в экономике.
«Абсолютно понятно, что Украина не может сбалансировать все свои финансовые внешние обязательства со своими внутренними источниками в условиях существенного сокращения экономической деятельности, в условиях карантина и в условиях существенного сжатия спроса на внешних рынках. Украине необходимо каким-то образом противопоставить какие-то суммы тем обязательствам, которые сегодня подлежат выплатам. В принципе, на мой взгляд, был бы оправдан другой вариант — это перенос выплат по внешним долгам. Не путем объявления дефолта, а путем нахождения согласованного решения по реструктуризации выплат по существующим долгам, но выбрали другой путь – путь принятия новой кредитной программы», – пояснил Владимир Сиденко.
Он подчеркнул, что простые макроэкономические инструменты не позволят преодолеть экономический кризис, поэтому «необходимо готовить определенные структурные моменты». «Необходимы определенные инвестиции, но сейчас это тоже проблема в условиях таких серьезных колебаний», – добавил Сиденко.
По его словам, Украине будет сложно выполнять обязательства по новой кредитной программе.
«Я думаю, что МВФ хочет каким-то образом влиять на параметры экономической политики Украины и, таким образом, закрепить эти обязательства в меморандуме, который будет приниматься в контексте новой кредитной программы. У меня есть, однако, сомнение, что Украина способна эффективно выполнять эти обязательства в условиях значительных неопределенностей, которые порождены в экономических процессах в условиях пандемии (коронавируса – ред.), Но, видимо, есть какие-то аргументы, что толкают именно на этот путь», – проанализировал Владимир Сиденко.
По мнению экономиста, Украине нужно говорить с МВФ, чтобы новая кредитная программа имела целью не только преодоление последствия угроз от экономического кризиса, но и создание так называемых точек роста.
«Усилия МВФ должны быть не только на ограничениях. Это должно быть создание новых точек роста. Тогда эти деньги не будут промежуточными», – подытожил Сиденко.
Как известно, в законопроект о банках, на принятии которого настаивает МВФ, подали более 16 тысяч поправок.
На этой неделе изучать поправки в закон начал финансовый комитет Рады.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»