Бороться с пандемией необходимо теми способами, которые известны и эффективны на сегодняшний день, но вводить любые меры, ограничивающие права и свободы граждан, можно только опираясь на Конституцию. В Основном законе в этом случае пандемия является достаточным основанием для введения именно правового режима чрезвычайного положения. Такое мнение «Слово и Дело» высказал эксперт по конституционному праву Богдан Бондаренко. В свою очередь, его коллега Александр Москалюк посчитал, что, безусловно, ограничительные меры следует вводить, но при этом четко соблюдая определенную Конституцией правовую процедуру.
«Большинство мероприятий против пандемии нельзя вводить в Украине без правового режима чрезвычайного положения. Президент издает указ, парламент в течение двух дней его утверждает. Пандемия предусмотрена для введения чрезвычайного положения. Зато власть почему-то этого не делает, хотя мы видим, что сейчас ограничивают достаточно фундаментальные права человека, в частности, право на свободу передвижения», – сказал Бондаренко.
Юрист отметил, что сейчас активно используется словосочетание «правовой режим чрезвычайной ситуации», но непонятно, что это такое.
«Правовой режим чрезвычайного положения можно продолжать только один раз. Он действует на протяжении конкретного срока. Можно ввести до 3 апреля, а затем, в случае необходимости, продолжить. Соединенные Штаты Америки и большое количество европейских стран именно так и сделали», – подчеркнул Бондаренко.
По мнению конституционалиста, двух законопроектов, которые были приняты парламентом по противодействию пандемии, недостаточно.
«Есть Конституция, конституционные права и свободы не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Основным законом. Это правовой режим чрезвычайного положения и военного положения», – отметил юрист.
Его коллега Александр Москалюк выразил убеждение, что с юридической точки зрения все эти необходимые для остановки пандемии мероприятия, к сожалению, можно игнорировать.
«Согласно Конституции такие ограничения предусмотрены только в условиях чрезвычайного положения. Я не против принимаемых мер, но есть определенная правовая процедура и она предусмотрена не просто так», – сказал Москалюк.
Ранее «Слово и Дело» разбиралось, как изменилась работа органов власти и международных организаций.
Также мы писали, как планируют усилить карантинные мероприятия в Украине, и какие могут быть политические последствия.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»