Секретное заседание СНБО по Крыму: что предлагали участники

Читати українською

Шесть лет назад, 28 февраля 2014-го, в разгар аннексии Крыма Россией Совет национальной безопасности и обороны Украины провел секретное заседание. Накануне на полуостров зашли российские войска, произошел захват административных зданий, а также аэропортов «Бельбек» и «Симферополь». «Слово и Дело» предлагает вспомнить, как тогда украинские политики предлагали решить сложившуюся в Крыму ситуацию.

Александр Турчинов

Турчинов в конце февраля 2014 года был главой Верховной рады и исполняющим обязанности президента Украины (так как Виктор Янукович сбежал из страны).

Турчинов предлагал закрыть авиапространство над полуостровом и проработать вопрос по расторжению соглашения о базировании Черноморского флота РФ в Крыму. Министра внутренних дел Арсена Авакова, главу Службы безопасности Валентина Наливайченко, министра обороны Игоря Тенюха и генерального прокурора Олег Махницкого он попросил отработать технологию и задержать Владимира Константинова и Сергея Аксенова, а также других преступников.

Кроме того, Турчинов предложил обеспечить работу правоохранительных органов в Крыму путем ротации и кадровых назначений. «Нам нужно развеять миф, что это крымчане подняли восстание против Украины. Это не крымчане. Это чисто военная операция против суверенного государства. Вот это нам и надо обеспечить информационным объяснением, что это не активисты каких-то партийных или общественных структур, это российские военные», – заявил Турчинов на заседании.

Среди самых радикальных его предложений – ввести военное положение, провести мобилизацию и начать перебрасывать войска из Центра и Запада на Восток и Юг Украины. Однако никто из присутствующих на заседании СНБО это предложение не поддержал.

Валентин Наливайченко

Глава Службы безопасности Украины считал, что нужно не допустить стрельбы или жертв среди мирного населения или российских военных, «чтобы военное давление российских и пророссийских структур не нашло никакого оправдания для установления полного военного контроля РФ над объектами инфраструктуры, воинскими частями Украины, либо вообще над всей территорией Крыма».

Также он предлагал пригласить в Киев руководителей правоохранительных органов Крыма, чтобы выяснить, кто из них предатель.

Арсен Аваков

Арсен Аваков, который был и остается министром внутренних дел, тоже предлагал мирный подход: пытаться выдавить российские войска без стрельбы. «Рекомендация заключается в следующем: вместе с внутренними войсками взять под контроль аэропорт «Симферополь» не столкновением, а прямым присутствием», – подчеркивал он.

Игорь Тенюх

Тогдашний министр обороны считал, что нужно привести Вооруженные силы Украины в полную боевую готовность, а в случае вторжения использовать штурмовую и бомбардировочную авиацию. Но при этом Тенюх говорил, что в Крыму нужно предотвратить прямое боевое столкновение.

«Буду говорить откровенно. Сегодня у нас нет армии. Она системно уничтожалась Януковичем и его окружением под руководством российских спецслужб», – констатировал он. Тенюх заявил, что нужно возродить ВСУ и провести масштабные учения.

Андрей Дещица

Министр иностранных дел предлагал провести консультации на уровне глав МИД в рамках Будапештского меморандума (США, Британия, Россия). А также подготовить заявление МИДа и направить России ноту о нарушении соглашения о базировании Черноморского флота в Крыму.

Арсений Яценюк

У премьер-министра был вариант политического решения, но, по его словам, Россия не заинтересована в мирном решении конфликта. Политический вариант предусматривал переговоры с представителями незаконной власти в Крыму и принятие нового закона о конституции Крыма (решение языковых и культурных вопросов, самостоятельная система финансов).

«Мы не готовы к военной операции, к нашему сожалению. И это знают россияне», – констатировал Яценюк. Среди других его предложений было срочно созвать Совет безопасности ООН, подготовить заявление Кабинета министров о консультациях в рамках Будапештского меморандума, провести идентификацию лиц, которые без опознавательных знаков захватывают объекты в Крыму.

«Введение военного положения – объявление войны Российской Федерации», – заявил Яценюк.

Андрей Парубий

Предложения секретаря СНБО Парубия были схожими с предложениями Тенюха и Дещицы: возобновить потенциал ВСУ и требовать от гарантов Будапештского меморандума исполнить свои обязанности.

Виталий Ярема

Первый вице-премьер-министр тоже считал, что военное положение в текущей ситуации не поможет. Но все равно предложил с целью возможности его введения создать дееспособную армию и правоохранительные органы.

Также Ярема предложил максимально освободить помещения государственных учреждений в Крыму, которые были захвачены «самообороной».

Виктор Гвоздь

Глава Службы внешней разведки заявил, что необходимо усилить работу СМИ и зафиксировать все, что Вооруженные силы России делают в Крыму.

Гвоздь предложил не только создать боеспособную армию, но и открыть уголовные дела против тех, кто уничтожал военный потенциал Украины.

Андрей Сенченко

Временно исполняющий обязанности главы Администрации президента тоже предлагал активно работать в информационном поле: в частности, убедить крымчан, что Константинов и Аксенов – бандиты. Кроме того, Сенченко предложил начать подготовку закона о статусе Крыма и привлечь крымских депутатов в Верховную раду.

Олег Махницкий

Генпрокурор Махницкий предлагал обратиться в Россию с требованием выдать беглого президента Виктора Януковича.

Также Махницкий не исключал возможность ввести военное положение на территории Крыма, только «может в будущем».

Степан Кубив

Кубив в феврале 2014 года занимал должность главы Национального банка Украины. Как и остальные, он считал, что нельзя допустить кровопролития и начало военного конфликта, а лучше возродить армию.

Из других предложений Кубива – призвать украинцев по всему миру пикетировать посольства России.

Юлия Тимошенко

Отметим, что в феврале 2014 года Тимошенко не была ни народным депутатом, ни членом СНБО, но тем не менее присутствовала на заседании по Крыму.

«Никакого военного положения и активизации наших войск! Мы должны стать самой мирной нацией на планете, просто вести себя, как голуби мира», – такая была позиция лидера партии «Батькивщина». Она считала, что ни один танк не должен выехать из казармы и ни один солдат не должен поднять оружие.

В итоге на заседании СНБО договорились привести Вооруженные силы в полную боевую готовность, обратиться к странам-гарантам Будапештского меморандума, усилить оборону критической инфраструктуры, создать оперативный штаб реагирования на ситуацию в Крыму.

Напомним, в Украине ежегодно 26 февраля будут отмечать День сопротивления оккупации Крыма и Севастополя.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: