Легализация казино: есть ли будущее у игорного бизнеса в Украине

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Во время своего визита в Турцию президент Владимир Зеленский анонсировал инициативу по легализации индустрии азартных игр в Украине. Идея не нова и ранее уже звучала из уст нынешнего главы государства. Наиболее дискуссионный вопрос – в каких масштабах и по каким правилам новая власть осмелится восстанавливать казино.

Во время бизнес-форума в Турции Владимир Зеленский высказал идею, что легализация азартных игр будет стимулировать развитие туристического кластера региона у Черного моря. И добавил, что работу казино следует восстанавливать именно в пятизвездочных отелях – для создания более привлекательной туристической инфраструктуры и атмосферы.

То есть пока новая власть не решилась говорить о восстановлении игорного бизнеса на всей территории Украины. Хотя во время президентской кампании Владимир Зеленский был несколько более смелым в высказываниях о легализации игорного бизнеса. В частности, он предлагал сделать некий «Лас-Вегас» на территории какого-то одного из украинских городов, где можно было бы полностью легализовать не только игорный бизнес, но и проституцию. «Да, взять все это и перенести туда, дать там возможность. Пожалуйста, там тусите. Это же не закрытая будет территория. Можно тем самым поднять какой-то город, в который никто не приезжает, и там – пожалуйста», – планировал тогда еще кандидат в президенты в одном из своих интервью накануне второго тура выборов.

Удастся ли реализовать инициативу главы государства? И самое главное – в каком виде будет функционировать игорный бизнес в Украине?

Запрет, который не действует

Закон «О запрете игорного бизнеса» действует с 2009 года. Тогда его ввели для «защиты нравственности и здоровья населения, запрета использования собственности во вред человеку и обществу».

Запрету вопреки: почему хотят легализовать игорный бизнес и каковы риски для обществаЛюбой запрет всегда порождает еще большее желание. Именно так произошло в случае с запретом игорного бизнеса. Сейчас в правительстве планируют изменить подход и отменить запрет на игровые автоматы.

Впрочем, уже с 2012 года игорный бизнес фактически функционирует на территории Украины в «теневом режиме». Тогда был принят закон о лотереях, который позволял представителям российских фирм монополизировать украинский лотерейный рынок вообще без каких-либо лицензионных требований. Поговаривали, что игорный бизнес был восстановлен и контролировался усилиями близкого окружения тогдашнего президента Виктора Януковича. «Семья» имела с этого бизнеса немалые прибыли и даже после событий Революции Достоинства вроде бы смогла частично сохранить свое влияние на эту сферу нелегальных заработков.

С тех пор игорный бизнес в Украине процветает и функционирует под видом лотерей. Залы игровых автоматов, как грибы после дождя, появились в самых отдаленных уголках больших городов и в глубинке депрессивных регионов Украины. Администраторы игровых клубов научились удачно маскировать свою деятельность, клиентам предлагаются различные дополнительные опции, такие как дешевый алкоголь и возможность курить прямо в помещениях игровых клубов.

К тому же на деятельность подобных игорных заведений никак не реагируют правоохранительные органы. Мол, они никак не могут зафиксировать сам состав преступления и откровенно закрывают глаза на противоправную деятельность таких «клубов». Полиция якобы не сможет определить, государственная ли это лотерея, или в подобном игорном заведении осуществляется именно нелегальный бизнес.

В начале этого года депутат Киевского городского совета Александр Пабат обнародовал данные своего депутатского обращения к Нацполиции, в котором четко видно, как с каждым годом снижалась активность правоохранителей даже в вопросе фиксации самого факта существования нелегальных игорных учреждений. Так, в течение 2018-го в столице было зафиксировано всего 40 правонарушений по факту занятия игорным бизнесом. Для сравнения, в 2013 году Нацполицией было зафиксировано 1011 таких правонарушений, в 2014-м – 375, в 2015-м – 239, в 2016-м – 177, по состоянию на 26 октября 2017-го было зафиксировано 50 правонарушений. Нисходящая динамика дает четкую картину того, что данный вопрос системно спускался на тормозах и в системе правоохранительных органов.

Единственные, кто пытался хоть как-то нагнать страху на организаторов нелегальных казино и игорных заведений, – общественные активисты и сторонники праворадикальных политических партий. Конечно, подобные акции были несистемными и, как правило, проходили по одному сценарию – с погромами залов игровых автоматов. При этом праворадикалов правоохранители задерживали за подобные действия и передавали в суд, что также производит неоднозначное впечатление, в чьих интересах на самом деле действуют силовые структуры.

Сторонники и противники казино

В общем, активная часть украинского общества в вопросе отношения к игорному бизнесу делится на два противоположных лагеря. Одни согласны с тезисом о том, что подобный бизнес с определенными ограничениями нужно легализовать и зарабатывать деньги в госбюджет.

Карты, деньги, игральные кости: условия легализации игорного бизнеса в УкраинеПолитолог рассказал, целесообразна ли легализация игорного бизнеса в Украине и на каких условиях она возможна.

Последний раз острая дискуссия по поводу легализации игорного бизнеса продолжалась в 2015-2017 годах. Так, в июне 2015 года Арсений Яценюк на заседании коллегии Министерства культуры поддержал идею принять в парламенте закон о легализации игорного бизнеса, а средства, полученные благодаря этому, направить на финансирование культурных проектов. В частности, киноиндустрии. Законопроект был разработан и даже принят в начале 2016 года. Впрочем, его долго не подписывал президент.

Наконец документ таки был повторно проголосован депутатами в марте 2017 года, но уже с учетом предложения главы государства. И в этих предложениях предлагалось убрать пункт о финансировании кинематографа средствами по легализации игорного бизнеса. «Средства, полученные в соответствии с законодательством о лотереях, не могут быть источником наполнения Государственного фонда поддержки кинематографии Украины», – говорится в пояснениях тогдашнего главы государства. Главная причина – такой подход противоречит нормам Налогового и Бюджетного кодексов. Таким образом, кинематограф поддержали, но не средствами игорного бизнеса.

Итак, полумерами в данной области обойтись не получится – нужны системные шаги. Другая часть активных граждан из общественного сектора предлагает полностью запретить такой бизнес. И жестко наказывать нарушителей, пытающихся нелегально организовывать подобного рода игорные заведения. Ведь речь идет о судьбах сотен тысяч украинцев, страдающих игроманией и зависимостью от азартных игр. Такие граждане продают последнее имущество, занимают средства и берут потребительские кредиты для того, чтобы удовлетворить свою страсть к азартным играм.

Так, на текущей неделе украинцы обратились к президенту Владимиру Зеленскому с просьбой наконец запретить нелегальную деятельность игорного бизнеса под видом лотерей. Соответствующая петиция зарегистрирована на сайте главы государства и уже набрала 640 подписей из 25 тысяч необходимых. В петиции предлагается ряд ограничительных мер, которые по замыслу должны существенно уменьшить количество игорных заведений.

Перспективы игорного бизнеса

Сейчас шансов на то, что игорный бизнес таки будет легализован, значительно больше. Кроме поддержки на уровне главы государства, в пропрезидентской команде многие политики поддерживают эту идею.

Ставки сделаны: в Раде рассказали, что произойдет после того, как в Украине разрешат азартные игрыВ парламенте зарегистрирован законопроект, предусматривающий легализацию азартных игр и целевой сбор с дохода от них на социальные программы.

В частности, системным последователем этой идеи был нынешний глава СНБО Александр Данилюк. Возглавляя Минфин в правительстве Владимира Гройсмана, он также пытался всячески продвигать данную идею, разработав соответствующие новые лицензионные условия для легализации игорного бизнеса. Однако документ так и не покинул пределов министерских кабинетов.

По приблизительным оценкам экспертов, легализация игорного бизнеса может дополнительно приносить в государственный бюджет поступлений в размере не менее 1 миллиарда долларов ежегодно. Безусловно, нужны четкие и понятные правила ведения такого бизнеса, зафиксированные на высшем законодательном уровне.

Для организации подобных развлекательных зон предлагались различные идеи. Например, неоднократно предлагалось организовать «украинский Лас-Вегас» на просторах зоны отчуждения. Также рассматривались различные варианты «депрессивных регионов», даже звучала идея организовать игорные зоны в прифронтовых областях. Но чаще всего обсуждается именно идея создания условий для организации казино у побережья Черного моря. Конечно, можно выбрать такие места, которые также нуждаются в экономическом оживлении и ревитализации инфраструктуры, ведь индустрия игорного бизнеса позволяет развиваться многим смежным сервисам и отраслям, например, гостиничному и ресторанному сегментам. Конечно, там, где существуют азартные игры, всегда возникают и различные нелегальные «теневые» сектора – сбыт наркотических веществ, контрафактного алкоголя и проституция. Новый закон должен не только предложить цивилизованные рамки ведения игорного бизнеса, но и учитывать возможные риски.

Наконец, важным вопросом остается, на что именно будут тратиться средства, легализованные с помощью игорного бизнеса. Мнения разнятся, однако одна из самых удачных идей – финансирование различных социальных или культурных программ.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS

и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»
Поделиться: