Шаткий баланс: три сценария по ограничению полномочий президента

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Когда речь заходила о политике, еще в Древнем Риме говорили: власть мало завоевать, ее нужно еще удержать. Этот тезис будет актуальным для украинских политических реалий в последующие полгода. Ведь с высокой долей вероятности можно предположить, что после инаугурации нового главы государства нас ожидают ожесточенные баталии между новоизбранным президентом и Верховной радой.

Предположение автора этих строк основывается на двух аргументах. Во-первых, на высокой вероятности победы шоумена Владимира Зеленского во втором туре президентских выборов и отсутствии у него опыта государственного управления, команды и опоры в виде фракции в парламенте. Во-вторых, даже после победы шоумена другие политики в одно мгновение никуда не исчезнут и уже разрабатывают сценарии возможных предохранителей против любых нестандартных действий и решений новоизбранного президента.

В лагере оппонентов Владимира Зеленского уже моделируют различные ситуации, когда решение президента можно будет заблокировать, а в целом звучит тренд на существенное ограничение президентских полномочий. Мол, львиную долю работы могут выполнять Верховная рада и Кабинет министров, обязанности главнокомандующего – передать главе Генштаба.

Должность и полномочия президента начиная с самого начала новейшей истории Украины были предметом конституционных споров. Кто такой президент Украины? С одной стороны, он не несет ответственности за экономическую ситуацию в государстве, хотя влияет на кадровую политику важнейшего органа в этом вопросе – Нацбанка. Он является гарантом Конституции и главнокомандующим – сверхважная миссия во время войны с врагом. Он имеет право назначать министра обороны. Он принимает решение по ключевым должностям в силовом блоке – ГПУ и СБУ, отвечает за национальную безопасность, внешнюю политику – предлагает кандидатуру главы Министерства иностранных дел. Влияет на судебную ветвь власти посредством участия в квотном формировании ряда контролирующих органов. Часть судей Конституционного суда назначаются по квоте президента.

Государственное управление и власть: что обещают Порошенко и ЗеленскийПетр Порошенко дал два обещания по госуправлению, а Владимир Зеленский обещает целый ряд законопроектов и реформ.

Еще больше власти президент получает, если имеет сильную опору в стенах парламента. Сейчас президент Петр Порошенко фактически контролирует ситуацию в самой фракции, формирует большинство в Верховной раде, – БПП. Впрочем, в случае победы Владимира Зеленского баланс может существенно пошатнуться и роль главных стейкхолдеров в формировании государственной политики переместится в парламент и правительство. Что тогда сможет сделать президент, чтобы остаться влиятельной фигурой? И какие дополнительные предохранители могут быть применены с помощью Верховной рады, чтобы ограничить полномочия главы государства?

Конституционная реформа

Одной из первых тему изменений в Конституцию еще до старта избирательной гонки в прошлом году в своих публичных выступлениях начала «штурмовать» Юлия Тимошенко. В дальнейшем эта тема стала одним из лейтмотивов ее предвыборной кампании.

Юлия Владимировна заранее готовилась к президентству, понимая, что на этой должности ей не поздоровится. Ведь сил фракции «Батькивщины» в Верховной раде мало, чтобы быть надежной опорой, а выполнять обещанное в собственной программе без поддержки большинства в парламенте почти невозможно.

Отныне тема изменений Конституции будет звучать громче не только из уст «Леди Ю». Очевидно, формат изменений в Основной закон поддержат и другие политические игроки, даже в лагере пока еще действующего главы государства Петра Порошенко. Хотя ослабление полномочий с помощью изменений в Конституцию технологически очень длительная процедура. Для этого нужно существенное единство в еще действующем созыве Верховной рады. Учитывая историю взаимоотношений основных политических игроков в парламенте, реализовать этот сценарий будет невозможно. А учитывая окончание полномочий законодательного органа, начать изменения Основного закона можно будет, в лучшем случае, только с 2020 года.

Закон о президенте Украины

Еще одна идея, как можно поставить точку в определенном дуализме полномочий, – принять закон о президенте, в котором четко ограничить его сферы деятельности, параллельно забрав функции по назначению глав ОГА и местных государственных администраций.

Первые шаги на посту президента: что обещают сделать кандидатыЮлия Тимошенко обещает сразу семь первых шагов в случае избрания президентом, а Владимир Зеленский планирует внести несколько законопроектов.

Эта идея уже давно циркулирует в стенах парламента и возникла задолго до выборов. А учитывая процессы децентрализации, ограничение власти президента будет выглядеть вполне логичным шагом.

Как раз в вопросе разработки и принятия закона «О президенте Украины» в стенах парламента может возникнуть вполне закономерный консенсус. Возможно, в случае выигрыша на выборах сам Владимир Зеленский и его команда не будут противодействовать такому сценарию. Ведь взамен смогут получить союзников в Верховной раде. К слову, недавно в команде шоумена пообещали, что он будет занимать свою должность в случае победы на выборах только один срок, а Администрацию президента в корне реформируют.

Угроза импичмента

Оба финалиста второго тура президентских выборов обещают в случае выигрыша внести на рассмотрение парламента законопроект об импичменте как неотложный. Комментируя свои первые шаги на посту главы государства, Владимир Зеленский отметил, что одним из первых предложит рассмотреть парламенту законопроект об импичменте.

«Также подам законопроекты «О снятии неприкосновенности с президента Украины, народных депутатов и судей», «Об импичменте президента Украины», «Об отзыве народного депутата Украины», – ответил Зеленский на вопросы журналистов.

Президент vs парламент: сколько у кого властиСогласно результатам первого тура, наибольшее количество голосов получил Владимир Зеленский. О президентской должности и институтах власти поговорили с экспертами.

В свою очередь Петр Порошенко также заявил, что закон об импичменте нужен, и он готов к обсуждениям для выработки сбалансированного документа. «Я твердо убежден, что закон об импичменте нужен. Так же, как и закон о временных следственных комиссиях. Я абсолютно уверен в том, что в парламенте должна состояться дискуссия по этому поводу и этот закон нужно принимать как ответственность президента в случае нарушения им Конституции, совершения преступления», – отметил действующий глава государства.

Пожалуй, напрасно напоминать о том, что разработка закона об импичменте была одним из пунктов в программе Петра Порошенко еще во время его избирательной кампании в 2014 году. Президент неоднократно подчеркивал, что необходимость введения реальной процедуры импичмента – это своеобразный предохранитель от возможного революционного пути смены власти.

Но, скорее всего, только сейчас, после того, как закончится президентская кампания, фракция БПП может выразить заинтересованность в вынесении на голосование законопроекта об импичменте. Похоже, закон может быть прописан таким образом, чтобы максимально сузить поле деятельности главы государства. В общем, такая инициатива может найти поддержку среди парламентских фракций. Конечно, если команда Владимира Зеленского не сыграет на опережение и не придумает более благоприятный для своего лидера сценарий развития событий.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.