Президент vs парламент: сколько у кого власти

Читати українською
Андрей Горбенкополитолог

В Украине ситуация, когда президент как бы влияет на многое и влияет мало на что. Это связано с самой политической системой, которая находится в движении к парламентаризму.

Такое мнение в комментарии «Слову и Делу» выразил политолог Андрей Горбенко.

«В 1991 году вместе с независимостью мы получили закон о президенте Украины. Согласно закону, он был главой исполнительной власти. То есть это была система классической президентской республики, когда президент – избираемая личность, является руководителем исполнительной власти, принимает основные решения в рамках закона. Так это работало», – отметил Горбенко.

Система оказалась нестабильной, Кравчук с этими полномочиями не справился и ушел досрочно. На эту должность пришел Кучма, у которого также были конфликты с властью, напомнил он.

Непредвзято об обещаниях Порошенко: что успел выполнить и провалить президент за 5 лет в должностиОбещания Петра Порошенко – это не только успех в приобретении безвиза и провал с завершением АТО за считанные дни. Если хочется объективной картины, стоит разложить на обещания всю его деятельность за 5 лет и проверить, с чем он справился, а с чем – нет.

По его словам, конфликты в чем-то были похожи на российские. У РФ тоже парламент с президентом воевали, только там это закончилось боевыми действиями.

«У нас при нашей мягкости все было более демократично. Возникла Конституция, по которой уже была президентско-парламентская республика. Президент оставался, у него было очень много полномочий, и он влиял на исполнительную власть, но при этом всем появлялся премьер. Премьер теперь был главой исполнительной власти, а не президент», – уточнил политолог.

Эта система проработала какое-то время, в какой-то мере стабилизировала всю политсистему. Но государство развивается, страна пришла к акциям «Украина без Кучмы», добавил он.

«Система снова дала сбой. Кучма, видя это, проводит референдум, который должен был, по большому счету, сделать Украину парламентским государством. Там была двухпалатность, много о парламентском устройстве государства. Кризис 2004 года, первый Майдан – как раз об этом: президента должно быть меньше, а парламента – больше», – пояснил эксперт.

Кризис этот закончился приходом Ющенко и тем, что Украина стала парламентско-президентской республикой. Система существовала до прихода Януковича, вернувшего Конституцию, которая была при Кучме, напомнил он.

«Собственно, этот возврат и вызвал потом кризис уже 2013-2014 годов. Точнее, параллельно с тем, что делала РФ, у нас парламент и президент находились в неуравновешенном состоянии», – отметил Горбенко.

По его словам, сейчас у нас четко парламентско-президентская республика. Президент есть, за ним внешняя политика, армия, он гарант Конституции. Сейчас президент имеет очень последовательное влияние на исполнительную власть. За ним осталось назначение губернаторов, но он уже не назначает премьера. Поэтому даже если Зеленский станет президентом, решать, кто станет премьером, будет парламент, а не он.

«У Порошенко, у президента в принципе мало полномочий. Другой момент, и в этом как раз загвоздка, почему эта должность имеет такое высокое значение, состоит в том, что политическая сила того, кто выигрывает президентские выборы, выигрывает и парламентские», – пояснил он.

Поэтому президентский пост такой значимый и знаковый, несмотря на то, что у президента мало полномочий. Скорее всего, с точки зрения политических трендов, президентские полномочия еще будут уменьшаться, вполне вероятно, что следующие политкризисы будут вообще за отсутствие президента как такового либо сведения его просто к представителю, как в ФРГ, уточнил специалист.

На его взгляд, вся история независимости на протяжении более 20 лет о пути к парламентаризму.

У нас президент – это больше символ, что-то вроде гетьмана. На самом деле, по полномочиям это вообще не гетьман.

«Есть люди, которые осознанно выбирают и хотят Зеленского, потому что он будет слабым президентом из-за своей некомпетентности, поэтому на нем роль президента закончится. А ввиду того, что он не сможет оказывать большое давление в обратную сторону, противостоять этому, все закончится бескровно», – подчеркнул он.

У нас цикл 5-8 лет между кризисами, которые вызваны этими тенденциями. К тому же в стране нет институциональных партий, поэтому парламент и выглядит слабым, хотя на практике это не так. В 2014 году парламент, по сути, вытащил страну, добавил политолог.

На его взгляд, сейчас вопрос, кто станет президентом, будет влиять на то, как пройдет следующий кризис.

«Но здесь есть важный момент – в стране война. Слабый главнокомандующий может не только быть слабым в противостоянии парламенту, но и в противостоянии агрессору. Поэтому есть риск, приобретя парламентаризм, потерять страну. Если в этой системе, грубо говоря, нет Авакова, который противостоит Порошенко, то мы понимаем, что Порошенко может выйти на состояние второго срока Кучмы. Понятно, что система движется в четком направлении, но у нас война, это все усложняет», – резюмировал Андрей Горбенко.

Что успел выполнить и провалить президент за 5 лет в должности – по ссылке.

Ранее «Слово и Дело» выясняло, насколько результаты президентских выборов в Украине совпадали с экзит-полами и соцопросами.

Также «Слово и Дело» посмотрело, какие первые шаги на посту главы государства обещают кандидаты в случае победы.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: