В этом году украинцы будут выбирать президента и парламент. Главу государства будут избирать уже 31 марта, а новый состав Верховной Рады – 27 октября. До сих пор болезненным вопросом остается процедура голосования внутренне перемещенных лиц и граждан, проживающих на временно оккупированной территории ОРДЛО.
И первая, и вторая категория граждан оказались в своем статусе из-за агрессии России на Донбассе и в Крыму в 2014 году. На данный момент, по официальным данным, всего переселенцев насчитывается чуть более 1,5 миллионов человек. Подсчитать точное количество граждан на неподконтрольной территории части Донецкой, Луганской областей и Крыма сложно. По некоторым данным, которые обнародовали социологи, под оккупацией проживают не менее 2,5 миллионов украинцев. Потенциально не все из них пойдут на выборы, а некоторые – вообще не захотят голосовать. Впрочем, даже на подконтрольной территории, внутренним переселенцам придется столкнуться с трудностями перед тем, как проголосовать.
Центральная избирательная комиссия приняла постановление, согласно которому проголосовать на выборах 2019 года смогут и переселенцы, и жители временно оккупированных территорий. Но сделать это возможно только на выборах президента и на парламентских выборах за списки политических партий. До сих пор переселенцы так и не получили права свободно или по крайней мере по отдельно определенной законодателем процедурой проголосовать за кандидатов в народные депутаты в мажоритарных округах и за депутатов на местном уровне.
Будет ли эта несправедливость преодолена до парламентских выборов? Легко ли переселенцам вообще сделать свой выбор согласно существующим ныне процедурам? И не повлияют ли все эти осложнения на результаты выборов – как президентских, так и парламентских?
Выборы президента – побегать за «бумажками»
Несмотря на то, что принять участие в выборах президента могут все переселенцы и граждане с неподконтрольных территорий, чтобы проголосовать, придется пройти определенную процедуру.
Речь идет о так называемом временном изменении места голосования без изменения избирательного адреса. Для этого гражданам, которые зарегистрированы в Донецкой области или в Крыму, придется выполнить ряд шагов.
Во-первых, на сайте Государственного реестра избирателей сначала нужно выбрать участок, на котором переселенец сможет реально проголосовать 31 марта. Во-вторых, нужно физически прибыть в отдел Госреестра избирателей того района, к которому относится участок, который выбрал переселенец, или того, где ВПЛ на данный момент зарегистрировано.
В-третьих, придется позаботиться о дополнительных документах, если вы являетесь гражданином Украины с регистрацией на неподконтрольной территории. Для этого нужно взять паспорт и его заверенную копию, а также другие документы, которые могут подтвердить основания необходимости изменения места голосования (например, трудовой договор или контракт).
В-четвертых, переселенцу нужно написать заявление установленного образца, в котором указать номер участка, на котором он будет голосовать, и причину временного изменения места голосования. В конце концов, после получения этой справки нужно расписаться в журнале ГРИ.
Справку нужно оформить до 25 марта – за неделю до даты голосования.
И вот здесь самое интересное во всей этой истории – пройти эту процедуру придется дважды: перед первым и перед вторым туром президентских выборов. Не трудно догадаться, что у большинства переселенцев не хватит упорства пройти подобную процедуру один раз, не говоря уже о повторном круге. Поэтому следует ожидать, что сотни тысяч ВПО таки не проголосуют на выборах президента.
В парламент без голосов переселенцев?
Подобную процедуру ВПО придется пройти и для того, чтобы проголосовать на парламентских выборах. Но только по партийным спискам в едином избирательном округе.
За 5 лет законодатель так и не принял закон, который бы позволил переселенцам голосовать на мажоритарном округе и на местных выборах. И это при том, что большинство переселенцев уже долгое время живут в новых городах и регионах и в большинстве случаев удачно интегрировались в местные громады.
На прошлой неделе парламентский комитет по вопросам правовой политики и правосудия рекомендовал Верховной Раде принять решение по законопроекту №6240 «О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно избирательных прав внутренне перемещенных лиц и других мобильных внутри страны граждан)».
Интересно то, что документ был подготовлен и зарегистрирован группой народных депутатов из разных фракций еще в марте 2017 года, однако профильный комитет смог рассмотреть его только сейчас – почти через два года. И это только начало процедуры – законопроект должен пройти еще 2 чтения, внесение поправок, подпись главы Верховной Рады и президента. В условиях избирательного аврала, в котором страна будет жить следующие полгода, сделать это будет крайне трудно. А значит, конституционные права переселенцев рискуют быть в очередной раз нарушены.
Законопроект позволяет обеспечить возможность мобильным слоям населения обеспечить их избирательные права на всех уровнях путем усовершенствования процедуры определения избирательного адреса избирателя.
О чем идет речь? Предполагается, что избиратель получит возможность обратиться с мотивированным обращением в орган ведения Государственного реестра по определению другого избирательного адреса, который будет отличаться от зарегистрированного места жительства. Таким образом, переселенцы и трудовые мигранты внутри нашего государства смогут получить свой избирательный адрес в случае, если у них имеется справка о взятии а учет ВПО, договор аренды жилья избирателем по адресу округа, в котором он фактически проживает. Кроме того, если переселенец занимается предпринимательской деятельностью, имеет право собственности на жилье по адресу, который он просит определить его новым избирательным адресом, а также документы о браке или родстве с человеком, который имеет право собственности на недвижимость по указанному адресу, он также имеет основания для получения документов для голосования по определенному им фактическому месту жительства.
Законодатели предлагают предоставить возможность гражданам получать избирательный адрес с определенными ограничениями, чтобы предупреждать случаи необоснованного пользования таким правом. Поэтому обращение по изменению избирательного адреса может быть подано избирателем в орган ведения Реестра по новому избирательному адресу не позднее чем на пятый день со дня начала избирательного процесса выборов, а менять избирательный адрес можно один раз в 180 дней.
А еще законопроект предлагает внести изменения в закон «О местных выборах» по определению принадлежности к территориальной громаде на основании избирательного адреса.
«Неудобный» электорат
Конечно, пока закон имеет очень призрачные шансы для того, чтобы быть принятым еще нынешним составом парламента. Проблема может носить не только технологический, но и идеологический характер.
Ведь многим политикам может быть крайне невыгодно, чтобы переселенцы получили право голоса на выборах. Во-первых, потому, что эти граждане наиболее критически относятся к действиям нынешней власти из-за вопроса конфликта на Донбассе и аннексии Крыма, нерешенностью ряда бытовых и юридических вопросов, связанных с их правовым статусом.
Во-вторых, это довольно большое количество пассионарных граждан, которые привыкли сами решать собственные проблемы и вызовы. А значит, это идеологически другой состав избирателей.
В-третьих, часть переселенцев вполне сознательно будут голосовать за бывших адептов Партии регионов, ведь до сих пор являются последователями пророссийского культурного кода.
Всего, по подсчетам экспертов, из-за отсутствия необходимых изменений в законодательстве на мажоритарных выборах в округах не смогут проголосовать около 4% от общего числа избирателей.
Существует и другая проблема – из-за военных действий в некоторых мажоритарных округах Донецкой и Луганской областей избирателей катастрофически не хватает. Вспоминается красноречивый случай на досрочных выборах в парламент в 2014 году, когда на 45-м мажоритарном избирательном округе (Донецкая область) народным депутатом стал Ефим Звягильский, который получил голоса всего 1454 избирателей. Это самый низкий показатель по всей стране: чтобы стать народным депутатом в других регионах страны, в среднем кандидату нужно было от 20 до 30 тысяч голосов избирателей.
Конечно, новый закон об избирательных правах переселенцев крайне необходим. Однако следует помнить, что подобных проблем могло бы вообще не быть, если бы народные депутаты взялись за системную смену избирательных правил. В частности, изменили бы избирательную систему на пропорциональную с открытыми списками. Впрочем, эта история, похоже, уже окончательно переносится на повестку дня Верховной Рады 9-го созыва. Вскоре избирательной реформе исполнится 15 лет.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»