Тридцать дней на все про все. Колонка Леонида Швеца

Читати українською
Леонид Швецполитический обозреватель

Непростой штукой оказалось это военное положение, без которого, как нас уверяли, никак. То есть четыре с половиной года было как, а тут вдруг позарез надо. Ну, ок.

Было бы, кстати, значительно легче, если бы решение принималось, как изначально планировалось, на закрытом заседании парламента. Тогда оставалась бы надежда, что народным депутатам под огромным секретом сообщили нечто такое, что сняло у них все сомнения в целесообразности и срочности чрезвычайных мер. Они бы ходили, умудренные этим знанием, торжественно загадочные и показательно усталые от бремени государственной тайны и выпавшей на них исторической задачи. Но заседание было открытым, и ничего эдакого там не прозвучало. Как не прозвучало и множества очевидно напрашивающихся вопросов и ответов на них.

В Украине ввели военное положение. Есть ли чего опасаться и кому?В 10 областях Украины ввели военное положение сроком на 30 дней. Причина – новый виток конфликта между Украиной и РФ.

Казалось, должно было успокаивающе подействовать сокращение предполагаемого срока действия военного положения в два раза, но убрав одни электоральные сомнения, этот шаг породил другие. Например, точно ли все задействованные органы, учреждения, организации и подразделения успеют в этот срок сделать все необходимое, чтобы на 31-й день с чистой совестью рапортовать гражданам: угроза миновала, расстегиваем верхнюю пуговицу? То есть все перечисленные президентом в интервью телеканалам российские войска и вооружения от наших границ никуда не денутся, но каким-то образом станут через месяц не так страшны. А если все удастся сделать раньше, например, на 25 день, может, рапортуют раньше или на это нельзя даже надеяться?

Кстати, непонятно, когда наступает этот последний день ВП. По соответствующему указу отсчет начался в 14:00 26 ноября, а, с другой стороны, ввод в действие решения Верховной Рады начинается после его публикации, а она была осуществлена лишь 28 ноября. Считать будут по формальной длительности или по фактической? Вдруг какие-то действия, имеющие правовые последствия, произойдут еще как бы во время военного положения, но в каком-то смысле после, как быть? И еще, спрашивают юристы: если указ начал действовать раньше, чем опубликован, не означает ли это введения нормы задним числом, что запрещено?

Самые известные случаи введения военного положения в миреВоенное положение в Украине могут ввести с 28 ноября. В каких странах его еще вводили, разбиралось Слово и Дело.

Очень интересно, какие такие важные мероприятия можно и нужно провести в рамках ВП, которые почему-то не провели вне этих рамок? И можно ли было провести вне, но не провели, руки не доходили, не подумали, не решились, саботировали? Иными словами, можно ли было поддерживать национальную безопасность и оборону на надлежащем уровне в рамках постоянно действующей российской угрозы, не вводя военного положения и, тем более, не вводя его на каких-то тридцать дней, которых обычно не хватает даже для того, чтобы расписать подробный комплексный план мероприятий? Кстати, был ли заранее заготовлен такой план или планы – на тридцать дней, шестьдесят, сто двадцать? Знают ли все задействованные силы, где их место по боевому распорядку и порядок действий во время ВП, или это все придется по ходу сочинять? А если нет, то почему, кто виноват и понесет ответственность? Может, и не виноват никто, а, наоборот, авторов разработки давно наградили и повысили. Просто хотелось бы знать.

Понятно, что практики введения военного положения не было, и как это все осуществлять, чтобы без сучка и задоринки, не знает никто, накладки неизбежны. Говорят, вот и посмотрим, поэкспериментируем. Тогда опять вопрос: можно ли было поэкспериментировать иным, менее затратным образом, может, в рамках специальных учений? И насколько корректно в таком случае очень ограниченный по времени эксперимент выдавать за полноценное мероприятие оборонного характера, пугая жителей и иностранных партнеров, включая редких инвесторов, хотя на самом деле это как бы чуть-чуть понарошку?

Нет ни малейших сомнений, что на агрессию в Азовском море нужно было реагировать решительно и предельно убедительно. Является ли такой мерой тридцатидневное ВП? Это пока совсем не очевидно. Хотелось бы, чтобы в итоге Украина из этой истории вышла сильнее и безопаснее, а Россия слабее и уязвимее. Главное, чтобы не получилось, что они нам создали проблемы, а мы их усилили и добавили своих. Побеждают в итоге те, кто точнее в реакциях. Суматошные обречены.

Леонид Швец, специально для «Слова и Дела»

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: