В понедельник, 26 ноября, в Украине может быть введено военное положение. Решение должен принять парламент. Поводом для этого стали драматические события в Керченском проливе, в ходе которых три украинских корабля, включая два новейших бронекатера, были захвачены российскими военнослужащими.
В ночь на 26 ноября СНБО поддержал предложения президента Петра Порошенко просить Раду о введении военного положения на территории всей Украины сроком на 60 дней. Поводом для таких действий стали драматические события в Керченском проливе, в ходе которых три украинских корабля, включая два новейших бронекатера, были захвачены российскими военнослужащими. Теперь соответствующее решение должна утвердить Верховная Рада, которая собирается на внеочередное заседание в 16:00.
Как известно, в воскресенье, 25 ноября, два украинских бронекатера «Никополь» и «Бердянск», а также рейдовый буксир «Яни Капу» выдвинулись из Одессы в Мариуполь. Чтобы попасть в точку назначения, кораблям предстояло пройти через контролируемый Россией Керченский пролив. По заверениям украинской стороны, все соответствующие предупреждения россиянам они направили.
Тем не менее попытка прохода была заблокирована российскими военными, которые таранили буксир «Яни Капу». К вечеру 25 ноября украинские корабли начали отход из Керченского пролива, но были атакованы, обстреляны и захвачены российскими военными. В ходе кратковременного морского боя шесть украинских моряков получили ранения. Эти события, собственно говоря, и повлекли за собой намерение ввести военное положение на территории всей страны.
На что же рассчитывала Украина, отправляя свои корабли в Керченский пролив? Во-первых, юридически Крым по-прежнему является частью нашей страны, поэтому движение украинских кораблей через пролив, теоретически, вообще не должно было встретить никаких препятствий. Во-вторых, в конце сентября так оно и получилось – Украина успешно переправила в Мариуполь поисково-спасательное судно «Донбасс» и морской буксир «Корец» для создания военной базы на Азове. Однако те корабли – все же не бронекатера с ракетно-артиллерийским вооружением.
Поэтому возможность конфликта с вероятностью захвата украинских кораблей все же можно было просчитать. Если, конечно, целью морского похода в Керченский пролив как раз и являлось создание условий, при которых РФ спровоцирует конфликт.
Потому что в этом случае украинская сторона получает множество политических плюсов. Во-первых, это четкое и задокументированное доказательство агрессивных действий именно российских военных (не «зеленых человечков», «ихтамнетов» или «отпускников»). Во-вторых, возможность требовать усиления санкций в отношении России. И, наконец, в-третьих – добиваться от международного сообщества более деятельного участия в снятии блокады Азовского моря, которую Россия удерживает последние полгода, задерживая и досматривая торговые суда, следующие в порты Мариуполя и Бердянска, а также из этих портов. На внутренней арене правовой режим военного положения позволяет не только перенести выборы главы государства, которые действующий президент Петр Порошенко рискует не выиграть (проведение выборов прямо запрещено статьей 19 Закона Украины о правовом режиме военного положения), но и на совершенно законных основаниях навести порядок в стране «железной рукой».
Во-первых, прекратить массовые акции протеста «евробляхеров», которые активно блокируют дороги и пограничные переходы на западной границе, а во-вторых, прекратить деятельность организаций, политических сил либо средств массовой информации, которые действующая власть сочтет такими, которые угрожают национальной безопасности страны. Такие действия допускаются пунктами 8 и 11 статьи 8 закона Украины о правовом режиме военного положения. При этом украинские моряки послужили своеобразной приманкой, что, без сомнения, вызывает вопросы по поводу моральной стороны этого дела.
Если же никакого «хитрого плана» не было, то поход в Керченский пролив выглядит плохо спланированной операцией, которая привела к потерям кораблей, которых и так мало в украинских ВМС, и пленению личного состава. И сейчас украинская сторона спешно пытается извлечь дивиденды из этой ситуации. С военной точки зрения, конфликт в Керченском проливе вряд ли приведет к серьезному обострению на линии разграничения. Эскалация на Донбассе сейчас невыгодно РФ, поскольку неясно, к каким международным последствиям может привести инцидент в Керченском проливе.
Денис Попович, специально для «Слова и Дела»
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ
и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»