До выборов еще далеко, но главные враги уже назначены: это популисты. Вот эти политики, которые играют на примитивных чувствах, обещают несбыточное и, вообще, прикидываются не теми, кем являются на самом деле. В наших раскладах популисты имеют конкретные имена, и это, конечно, противники президента и правящих партий, а те под ожесточенным огнем популистской критики, стиснув зубы, тянут воз украинской государственности, как бы не врут, не обещают и не прикидываются.
При более внимательном рассмотрении выходит не так просто. Например, Олег Ляшко и его партия – это популисты или нет? Смешной вопрос: образцовые. Но мало найдется более верных сторонников президентского курса, или как там правильно назвать исходящие с Банковой флюиды, чем Олег и его ребята. Этому можно найти разные объяснения, но ясно, что Ляшко-популист нисколько не враг, а тот, что надо, популист.
Вражина, конечно, Тимошенко, и не потому, что популистка, хотя популистка безбожная, а потому что настроилась побеждать, а не торговаться, как Ляшко, мастер политического торга. Так что проблема, выходит, не в популизме как таковом, а в том, чьим он оружием является и кто им лучше владеет. Власть владеет плохо, и вовсе не потому, что ей претит популизм, а просто потому, что у нее все выходит как-то не очень, через предназначенные для иного места. Например, громкие заявления Гройсмана часто вызывают смеховой эффект, хотя явно изначально рассчитывались на аплодисменты. Не получается.
Не получается, вообще-то, ни у кого – ни у тех, кого популистами называют, ни у тех, кто и не прочь бы, но у них все равно не идет. Украинский популизм так же не дает большой популярности, как и гордая «государственническая» позиция с чуть поджатыми губами и словно затаенной обидой на тупой неблагодарный народ, который не видит настоящих успехов и заслуг. Обиды обидами, а голоса больше негде брать. И за бурчанием по поводу проклятого популизма и не такого народа чаще всего прячется признание, что никто не умеет у нас уверенно брать голоса в прямом и откровенном разговоре с людьми. Вот нарисовать, подкупить – отточенная техника. Только нельзя из ничего нарисовать что-то, а все идет к тому, что будет ничего. Договорняки, технологии и админресурс имеют свои пределы при глубоком недоверии к людям, которые отвечают еще большим недоверием.
Велосипед давно изобретен, и специалисты знают, что люди голосуют «спинным мозгом», «нутром». Американский психолог Дрю Уэстен, который много работает с политиками, так это и называет: gut feeling. Пастух и профессор в этом смысле устроены одинаково. Если кандидат оказался неспособен вызвать в избирателе эмоцию, он не получит его голос, а эмоция – это неосознанный отклик на политика, на его слова и действия. Умение получить нужную эмоцию – вот высший политический пилотаж, и, кстати, врать при этом очень опасно. Неискренность «нутром» считывается.
Какие эмоции вызывают наши разнообразные лидеры? Они похожи на тех, кто разделяет наши ценности? Они точно те, кто станет эти ценности защищать, как свои собственные? Наверное, поэтому в дни памяти Майдана они все куда-то прячутся. Мы точно должны отдать им ключи от будущего, просто потому что больше некому?
Кстати, в украинской политике есть уникальная особенность: наши политики вместо того, чтобы искать любого повода для того, чтобы вызвать такие нужные им же самим ответные реакции общества, нередко избегают говорить с людьми, словно опасаясь, что в таком разговоре как-то себя выдадут. Того же Порошенко мы видим на пресс-конференциях раз в году. Зато в эфирах позицию Банковой неустанно выражает и защищает Тарас Черновил, человек, как известно, просто непоколебимых принципов и высокого общественного доверия. Есть и другие подобные аватары Петра Алексеевича. Даже интересно, какие ехидные люди в Администрации президента так подшучивают над главой государства, определяя круг отобранных спикеров.
Под причитания о надвигающейся волне популизма Украина по-прежнему ждет тех, кто бы с ней честно и откровенно поговорил о прошлом, настоящем и будущем. О себе, обязательно рассказал о себе тоже, эти ведь как огня боятся разговора о себе. Украина ждет тех, в ком бы люди спинным мозгом опознали своих и кому согласились бы оказать поддержку, такую же искреннюю, как обращение к ним.
Не то чтобы нутро не реагировало на нынешних. Еще как. Его воротит.
Леонид Швец, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»