Отменять или оставить декларирование доходов для общественных активистов, борющихся с коррупцией в стране? И есть ли необходимость в таком декларировании? Об этом на канале UMN говорили Роман Скрыпин и Алексей Панич, философ, переводчик, член Украинского ПЕН-клуба.
В отличие от Романа Скрыпина, который считает, что все должны декларировать свои доходы, а в случае, если человек становится публичным лицом или госслужащим, то он просто должен обнародовать декларацию, Алексей Панич не видит необходимости в декларировании доходов для всех категорий чиновников.
«Сейчас в системе е-декларирования 1 миллион 250 тысяч деклараций, и большинство из них – это просто спам. То есть люди, которые не имеют никаких распорядительных функций, вынуждены также отчитыватся о своих доходах. При этом НАПК может лишь частично проверять декларации в ручном режиме, и не всех, а только выборочно. А это называется избирательное правосудие. Либо вообще никого не проверяйте, либо всех. Сейчас фактически так и происходит. Я еще два года назад предупреждал, что эта система НАПК не заработает, если не будет так называемой нулевой декларации. К сожалению, все эти опасности оправдались. Нарушений очень много, все их проверить и наказать виновных невозможно. В результате эту систему технологически дискредитировали», – отметил Панич.
По его мнению, проблема не в том, что активистам трудно показать свои доходы, а в легитимности самого подхода. Если госслужащие должны отчитываться перед обществом, которое платит зарплату чиновникам из собственных денег за их работу, то общественные активисты не должны этого делать. Зачем им публично отчитываться общественности о своих доходах, если они не тратят на это деньги украинского бюджета? Львиная доля денег, которые они расходуют как общественные организации, – это деньги налогоплательщиков других стран.
«Кроме того, существует право на частную жизнь, и возникает вопрос, кого это касается, ведь публичное декларирование является ничем иным, как ограничением права на частную жизнь. Это ограничение должно действовать для определенной категории людей. А вот для какой и зачем, у нас до сих пор не определились», – считает Панич.
Он убежден, что было бы логично сначала ввести нулевую декларацию, а уже потом вводить уголовную ответственность за то, что в следующих отчетах появились средства или активы, сверх имеющихся доходов.
«Такой законопроект об обнулении подавался два года назад. Но он был сырым и написан с определенной целью. Год назад в антикоррупционеров «прилетела ответ» в виде требования декларироваться также. Такая месть. И теперь, чтобы выйти из тупика, нужно сначала отменять декларирование для антикоррупционеров, а также декларации для кандидатов, еще не вступивших ни на одну должность, и чиновников самой низкой категории. Например, я видел в реестре лесников. Для чего они там?», – говорит эксперт.
Власть пытается выйти из этой ситуации. Нардеп Герасимов уверял, что фракция БПП проголосует за отмену е-декларирования для активистов, но депутаты не дали нужного количества голосов по всем предложениям, включая и президентское. Два законопроекта даже не были включены в повестку дня.
Рассматривая реакцию соцсетей на то, что нардепы провалили голосование законопроектов за отмену е-декларирования, на портале «Слово и Дело», Панич согласился с политологом Евгением Магдой, что Верховная Рада с ее склонностью к дешевому символизму может даже отменить декларирование для антикоррупционерив в Чистый четверг.
«Многие активисты все же задекларовались, хотя есть и такие, которые принципиально решили идти в Конституционный суд и сейчас находятся под угрозой уголовного производства. Но все идет к тому, что е-декларирование для активистов, так или иначе, отменят. Жаль, что уберут декларирование для антикоррупционеров и оставят для кандидатов на должности и мелких служащих», – убежден Панич.
Напомним, Верховная Рада провалила законопроект об отмене е-деклараций для активистов- антикоррупционеров. Как голосовали нардепы – на нашей инфографике.
Также нардепы провалили президентский законопроект за открытость информации о финансировании общественных организаций. Какие фракции были против и кто дал меньше голосов – на инфографике.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»