Почему президент Украины Петр Порошенко несколько раз обещал внести в Верховную Раду законопроект о налоге на выведенный капитал, а потом вдруг передумал? Выгодно ли бизнесу, чтобы этим налогом заменили существующий налог на прибыль, и почему МВФ против таких шагов? Об этом Роман Скрыпин и Даниил Яневский говорили с экономистом Тарасом Козаком на канале UMN в программе «Обещания Порошенко – посылки для инвесторов по «Новой почте».
28 февраля 2018 года Порошенко заявил, что уже готов ко внесению в парламент законопроекта о налоге на выведенный капитал вместо налога на прибыль.
«Налог на прибыль сегодня единственный, при начислении которого остается очень широкий простор для произвола со стороны проверяющих и налоговых органов. На самом деле, это не закон, а настроение. Аппетит инспектора определяет, что можно отнести к себестоимости, а что – нет. И я предлагаю, чтобы облагалась только та часть прибыли, которая выводится для потребления. Которая не направляется на создание или расширение производства. Это будет очень сильнодействующая инъекция для экономического роста», – заявил Порошенко.
9 марта президент встретился с блогерами и сообщил, что внесет в Раду проект закона о налоге на выведенный капитал. Блогеры сразу же написали об этом обещании президента.
12 марта Петр Порошенко на встрече с бизнесом вдруг заявил, что законопроект пока в Раду вносить не будет.
По словам Козака, президент уже не впервые так внезапно отказывается от своих обещаний.
«Очень жаль, но это не впервые. 1 декабря 2017 года была также встреча с бизнесом, в том же зале, в присутствии того же премьер-министра. И на прямой вопрос, внесет ли президент этот законопроект в Верховную Раду, он ответил, что внесет до конца 2017 года. Уже закончился 2017 год – не внес. Разумеется, были технические вопросы, мы благодарны Администрации президента, что она доработала этот законопроект, он стал еще лучше. Но тем не менее: обещание – не внесен, снова обещание – не внесен, и затем: «Я не буду вносить». Видимо это можно расценивать как временное невнесение. Но у нас нет ничего более постоянного, чем временное», – сказал Козак.
Как пояснил экономист, налог на выведенный капитал – это своеобразная реинвестиция в собственный бизнес. Сейчас размер налога на прибыль собирается на усмотрение налоговика или фискала в зависимости от его настроения или отношений с бизнесменом.
«Важно, что налог на прибыль сегодня составляет 7% от общих доходов государственного бюджета, но занимаются администрированием этого налога почти половина налоговиков. Налог на выведенный капитал – это вы не платите налог до тех пор, пока не забираете средства из бизнеса. То есть, пока средства находятся в бизнесе и работают на него», – пояснил эксперт.
По его словам, сегодня большое количество денег выводится за границу в оффшоры или «прячется» от налогообложения под видом уплаты роялти, франшизы или высоких процентов по кредитам.
«Все эти схемы прекрасно используются транснациональным бизнесом. Причем крупный бизнес платит не 20% налога на прибыль, а 3-4% за счет легальных механизмов уменьшения этого налогообложения. Эти схемы придумывают крупные аудиторские консалтинговые компании. И если закон о налоге на выведенный капитал будет принят, то крупному бизнесу придется платить не 3-4%, а 15%, и множество консультантов потеряют свою работу. Поэтому эти две большие группы нанимают лоббистов, которые, как мы видим, доносят до президента и МВФ, что этот налог угрожает нашему бюджету», – подчеркнул экономист.
МВФ действительно очень категорично рекомендовал Администрации президента не вносить этот законопроект, поскольку налог на выведенный капитал может привести к потерям доходов государственного бюджета на несколько лет. Об этом говорил и министр финансов Александр Данилюк, который считает, что после принятия законопроекта о выведенном капитале Кабмин должен будет вносить изменения в бюджетную декларацию, уменьшая государственные расходы в 2019-2020 годах. В свою очередь премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что прежде чем вводить налог на выведенный капитал, необходимо разработать безболезненный механизм и учесть конкретные расчеты.
«Я даже слышал такую конспирологическую версию, что Порошенко не вводит этот налог, чтобы люди не думали, что таким образом он увеличит свои доходы. На самом деле, это не так. На самом деле, это очень выгодно для всего украинского бизнеса в целом и Петра Алексеевича как бизнесмена в частности», – отметил Козак.
Эксперт пришел к выводу, что президент пока отложил представление законопроекта под давлением международных партнеров.
Между тем Роман Скрыпин отметил, что из-за ухудшения экономической ситуации в стране все больше украинцев хотят уехать за границу.
«Покинуть Украину хотят 27% граждан. Среди тех, кто хочет остаться в Украине, ситуация совершенно противоположная – чем старше человек, тем больше его желание жить в Украине. Приходится констатировать, что молодежь не видит будущего внутри страны», – отметил Скрыпин.
Напомним, сначала правительство Украины одобрило законопроект о налоге на выведенный капитал. Но позже Гройсман заявил, что налог на выведенный капитал вводить рано.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS
и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»