В воскресенье, 18 марта, в России состоятся президентские выборы. Практически не вызывает сомнений, что Владимир Путин будет избран президентом на новый шестилетний срок. Какие же действия после своего переизбрания Путин предпримет в отношении Украины и стоит ли ожидать военной эскалации?
Абсолютная власть
Выборы президента России 18 марта являются формальным актом, поскольку в победе нынешнего главы государства Владимира Путина мало кто сомневается. Таким образом, правление Путина, которое и без того длится уже 18 лет (когда президентом России был Дмитрий Медведев, Путин также оставался при власти), может затянуться на целых 24 года. Таким постоянством могли похвастаться разве что Иосиф Сталин или русские цари. На величие последних Владимир Путин, судя по всему, и претендует, пытаясь распространить свое влияние на окружающие Россию государства и прежде всего на Украину. На сегодня все решения «украинского вопроса» в России отложены на «после выборов». Какими же они будут?
Ради сохранения своей власти Владимир Путин за последние годы сделал многое. Здесь и создание Росгвардии как структуры, способной защитить его от дворцовых переворотов и от российской версии «майданов», и политические «зачистки», призванные устранить наиболее серьезных соперников на выборах.
Население же по большей части кормили зрелищами. Это организация масштабных спортивных состязаний, вроде Олимпиады в Сочи и, конечно же, попытка устроить «маленькие победоносные войны» вроде вторжения в Украину и участия в сирийском конфликте. С обеими войнами российский президент, впрочем, сильно просчитался. Особенно это касается Украины. Аннексия Крыма и война на Донбассе поссорили Россию с Западом и навлекли на РФ волну санкций. Следствием этих санкций может стать, среди прочего, экспроприация российских активов в США.
Такая возможность предусмотрена в американском законе «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (H.R.3364). Как уже сообщало «Слово и Дело», по мнению российского аналитика Юрия Крупнова, российскими бизнесменами в заграничных фондах и офшорах собрано от 1 до 2 триллионов долларов. А российский экономист Владислав Иноземцев отметил, что в США и в Европе «сосредоточено абсолютное большинство активов российских чиновников и олигархов».
Именно поэтому война в Украине уже является угрозой финансовому благополучию путинской верхушки. Из нее нужно выходить, причем желательно без потери лица и рейтингов.
Война или мир
Один из выходов – военный. Он заключается в проведении большой наступательной операции с целью нанесения Украине решительного военного поражения и «отжатия» новых территорий. В пользу именно такого исхода говорит продолжающееся наращивание российских сил возле украинских границ. В частности, по словам экс-спикера Генштаба Владислава Селезнева, на своих западных рубежах Россия «формирует мощный танковый кулак, способный выполнять наступательные задачи».
Кроме того, 15 февраля российские истребители и бомбардировщики отработали условные пуски ракет по территории Украины. Также Россия продолжает финансирование боевиков «ДНР» и «ЛНР». Все это говорит о том, что в Кремле не отказались от идеи военного давления на Украину.
Другое дело, насколько вероятно широкомасштабное вторжение. Согласно данным последнего опроса российского Левада-центра, менее половины россиян – 41% – считают, что Москва должна поддерживать «ДНР» и «ЛНР». По мнению социологов, это по-прежнему довольно много, но в целом интерес к украинской теме в России значительно упал. «К идее присоединить Донбасс россияне уже остыли», – пояснил специалист Левада-центра Степан Гончаров.
Поэтому совершенно неудивительно, что украинская тематика уже не используется для поднятия рейтинга Путина. Хотя «бряцать оружием» хозяин Кремля не перестал. Как уже сообщало «Слово и Дело», во время своего послания Федеральному собранию 1 марта Путин много времени посвятил рассказу о новых типах оружия, способного сокрушить противоракетную оборону США. Милитаристская речь Путина стала ответом на мясорубку, которую американские ВВС устроили в Сирии российским наемникам из ЧВК «Вагнера» 7-8 февраля. Этот разгром нанес существенный удар по имиджу российской военщины и оказался весьма некстати накануне выборов.
По мнению военного эксперта, руководителя военных программ Центра Разумкова Николая Сунгуровского, Путин хоть и не отказался от идеи военного наступления на Украину, но на такой шаг пока не пойдет из-за угрозы усиления санкций. «Вместо силового пути в России будут прибегать к методам подрыва политической стабильности в Украине с использованием «пятой колонны», разветвленной агентурной сети, существующей в нашей стране», – заявил експерт в интервью СМИ.
Поэтому, скорее всего, после своей победы на выборах Путин постарается добиться решения конфликта на Донбассе в обмен на снятие части санкций. О таком стремлении свидетельствует само предложение президента РФ ввести миротворческую миссию на Донбасс, сделанное 5 сентября 2017 года. Политические торги вокруг будущих полномочий и сроков введения «голубых касок» будут продолжаться и дальше. В рамках этих торгов российская сторона попытается выторговать максимально благоприятные для себя условия сдачи. К сожалению, Украина постепенно утрачивает субъектность в этих переговорах, которые ведутся между российской и американской сторонами.
В вопросах деоккупации украинских территорий Крым, скорее всего, останется «за скобками». Интересно, что известный российский ученый и публицист Леонид Радзиховский прогнозирует возвращение Донбасса под контроль Украины и постепенное улучшение взаимоотношений между двумя государствами. Но при этом Радзиховский особо подчеркивает, что «Крым Россия никогда не отдаст».
Нельзя, впрочем, исключать и того, что Владимир Путин не досидит свой новый шестилетний срок по состоянию здоровья или же будет смещен в результате «дворцового переворота». О росте революционных настроений в России говорит, в частности, известный российский политолог-международник Валерий Соловей. Однако какой будет политика России по отношению к Украине «после Путина» – тема для отдельного разговора.
Денис Попович, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»