Миротворцы на Донбассе: выгоды для Путина, минусы для Украины

Читати українською
Денис Поповичжурналист

На этой неделе тема миротворцев на Донбассе приобрела новый толчок. Президент РФ Владимир Путин поддержал идею введения «голубых касок» ООН на Донбасс, после чего российская сторона направила соответствующий проект резолюции о размещении миротворцев на линии соприкосновения. Согласие России на миссию ООН снимает множество проблем, связанных с механизмом принятия решения по их развертыванию, но порождает множество новых проблем, уже чисто политического характера.

В середине недели стало известно, что Россия направила проект резолюции о размещении миротворцев на линии соприкосновения на Донбассе. Документ адресован главе Совбеза ООН и генсеку этой организации. Направить эту резолюцию поручил 5 сентября президент РФ Владимир Путин. Он, в частности, пояснил, что рассматривает миротворцев ООН как людей, «которые обеспечивают безопасность миссии ОБСЕ». «Я ничего плохого здесь не вижу. Я многократно говорил, что поддерживаю идею вооружения миссии ОБСЕ, но сама ОБСЕ отказывается от идеи вооружения своих сотрудников...», – отметил Путин.

Как мы уже сообщали, идея введения миротворцев ООН на Донбасс, рассматривается с февраля 2015 года, причем с подачи украинской стороны. Весной 2015 года президент Петр Порошенко ввел в действие решение Совета нацбезопасности и обороны «Об обращении в Организацию Объединенных Наций с просьбой отправить на Донбасс миротворческий контингент». В пояснительной записке говорилось, что развертывание в Украине международной миссии по поддержанию безопасности «позволит обеспечить эффективную имплементацию Минских договоренностей, прежде всего в части неотложного и всеобъемлющего прекращения огня, отвода всех тяжелых вооружений, вывода всех иностранных вооруженных формирований, военной техники и наемников с территории Украины, разоружения всех незаконных вооруженных формирований».

Украина имеет собственный вариант резолюции по миротворцамУкраина рассчитывает, что на миротворцев будет возложено больше функций, чем охрана наблюдателей ОБСЕ.

Первым шагом к развертыванию миротворческой миссии ООН в любой точке планеты является решение Совета безопасности этой организации, где Россия имеет право вето. Российская сторона всегда пользовалась им при рассмотрении куда менее принципиальных вопросов, связанных с украинской проблематикой, а поэтому вероятность успешного решения вопроса о введении миротворческой миссии в Украину стремилась к нулю. Теперь же в связи с тем, что Россия сама стала инициатором введения соответствующей резолюции, таких проблем уже не должно возникнуть. Но даже сейчас не все так просто.

Вице-спикер Верховной рады Ирина Геращенко, комментируя действия российской стороны, отметила, что линия соприкосновения, куда предлагается направить миротворцев, возникла из-за российского вторжения на территорию Украины. А значит, миротворцы должны вводиться на всю оккупированную территорию, а их мандат должен заканчиваться на украинско-российской границе.

Замечание очень важное и отражает глубокую разницу в том, как преподносится суть этого конфликта. Украинская сторона рассматривает сложившуюся ситуацию как войну с Россией, совершенно справедливо полагая, что миротворцы должны быть размещены на украинско-российской границе в Донецкой и Луганской областях. Тогда поддержка вооруженных формирований со стороны РФ фактически сошла бы на нет, а боевые действия на Донбассе, по мнению украинской стороны, прекратились бы сами собой.

Россия же всячески отрицает свою причастность к войне в Украине, называет ее гражданским противостоянием, и призывает считать незаконные «ДНР» и «ЛНР» второй стороной конфликта, с которой следует договариваться Украине. Это совершенно не устраивает украинскую сторону. Более того, как ранее отмечал представитель Украины в Трехсторонней контактной группе по урегулированию ситуации на Донбассе Евгений Марчук, введение миротворцев ООН как раз и будет означать, что в Украине разгорелся внутренний конфликт. «Потому что миротворцы никогда не вводятся, когда воюют две страны», – пояснил Марчук.

Таким образом, положительное решение Совета безопасности ООН о вводе миротворческой миссии на Донбасс, как ни странно, может сыграть уже не на пользу украинской стороне. Поскольку резолюцию направила Россия, это делает ее не стороной конфликта, а мирным посредником в его разрешении. Кроме того, размещение «голубых касок» на линии соприкосновения в нынешней политической ситуации действительно может создать впечатление, что в Украине разгорелась гражданская война и решать конфликт необходимо в рамках переговоров между противоборствующими сторонами – Украиной и самопровозглашенными «республиками».

Этот вариант не только противоречит украинской позиции, но еще и чрезвычайно выгоден России. Во-первых, он позволяет ей «технично» сменить статус агрессора на статус миротворца, во-вторых, более уверенно требовать снятия санкций, а в-третьих, на правах посредника активно влиять на миротворческий процесс в выгодную для себя сторону. Например, путем организации местных выборов в рамках Минского процесса таким образом, чтобы ко власти в ОРДЛО пришли выгодные для российской стороны персоны, которые в будущем, разумеется при активной поддержке РФ, могут быть совершенно законно избраны в Верховную Раду.

В этом сценарии кроется еще одна опасность. Размещение миротворцев на линии соприкосновения требует огромного количества ресурсов. Фактически, численность контингента должна как минимум соответствовать численности сил одной из противоборствующих сторон, а значит, составлять приблизительно 40-50 тысяч человек (ориентировочная численность 1-го и 2-го «армейских корпусов» «Л/ДНР»). ООН может столкнуться с трудностями при формировании столь многочисленного контингента, а поэтому Россия, как инициатор мирного процесса, может предложить свои услуги. Не исключено, что присутствие российских миротворцев окажется довольно значительным, учитывая близость конфликта к российской границе. Нечего и говорить о том, насколько это невыгодно Украине, которая рассматривает Россию как агрессора.

С другой стороны, возникает своеобразная «вилка», при которой Украина не может себе позволить отказаться от ввода миротворцев по той простой причине, что она сама подала эту идею весной 2015 года. Ведь тогда у мирового сообщества возникнет вопрос, а действительно ли Украина заинтересована в мирном разрешении конфликта на своей территории. И уже никто не вспомнит о том, кто на самом деле его развязал.

Денис Попович, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: