Сессионная неделя, которая приходится на дни чествования героев Небесной сотни, просто обречена на рассмотрение вопросов, которые, по мнению коалиции, будут способствовать привлечению к ответственности лиц, виновных в убийстве людей на Майдане.
Памяти Майдана
Еще раз попытаются поставить в повестку дня, а в четверг – проголосовать хотя бы в первом чтении проект закона о внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины (относительно совершенствования механизмов обеспечения задач уголовного судопроизводства) №5697. Данный законопроект детализирует процедуру заочного уголовного расследования, поэтому предлагается в случае наличия информации о пребывании лица за пределами страны повестку ему направлять по последнему известному месту его жительства или пребывания и обязательно публиковать в официальных печатных изданиях: «Голос Украины», «Урядовый курьер» и на официальном сайте органа, осуществляющего досудебное расследование. Также предлагается установить норму, согласно которой срок ознакомления с материалами досудебного расследования сторонами уголовного производства в порядке, предусмотренном статьей 290 настоящего Кодекса, не будет засчитываться в общий срок досудебного расследования. Это все имеет целью ускорить расследование уголовных дел независимо от действий стороны защиты.
Коалиция попытается протащить законопроект о внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс относительно усовершенствования механизмов обеспечения задач уголовного производства №5610, которым предлагается приравнять лиц, получивших телесные повреждения, которые не привели к инвалидности, во время участия в массовых акциях гражданского протеста в Украине с 21 ноября 2013 по 21 февраля 2014 года к участникам боевых действий. Также законопроектом вносятся изменения в другие нормативно-правовые акты с целью замены определения «Великой Отечественная война 1941-1945 годов» на «Вторая мировая война». Данный законопроект не имеет никакой привязки к запросам общества и не решает противоречия между тем, за что стоял Майдан, и тем, что происходит сейчас в Украине.
Проект постановления о чествовании Героев Украины и информировании граждан Украины о подвигах украинских военных №6045 имеет целью продолжение работы по героизации лиц, принимавших участие в Революции Достоинства и АТО.
Кабинет министров Украины предлагает принять в первом чтении проект закона о внесении изменений в законодательные акты по вопросам обеспечения жильем военнослужащих и членов семей военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы (№4995). Данный законопроект предлагает предоставить членам семей военнослужащих, погибших в АТО, право на обеспечение жильем или получения материальной компенсации. Цена вопроса – 310 млн грн, не предусмотренных в Бюджете. Так что норма имеет все шансы остаться декларативной.
Также законопроект вносит изменения в ст. 75 Жилищного кодекса УССР и распространить норму относительно сохранения жилого помещения за временно отсутствующими гражданами в случае призыва на военную службу по мобилизации, на особый период, – в течение всего периода ее прохождения, а в случае, когда они во время ее прохождения получили ранения (другие повреждения здоровья) и находятся на лечении в медицинских учреждениях, а также попали в плен или признаны без вести пропавшими, : на срок до дня, следующего за днем их постановки на воинский учет в районных (городских) военных комиссариатах после их увольнения с военной службы в случае окончания ими лечения в медицинских учреждениях, независимо от срока лечения, возвращения из плена, появления их после признания безвестно отсутствующими или до дня объявления судом их умершими.
Оккупированные территории
Группа депутатов во главе с Ольгой Бельковой предлагает автоматически продлить разрешения на пользование недрами, предоставленные Государственным акционерным обществом «Черноморнефтегаз» на участки, расположенные на временно оккупированной территории, на все время оккупации, а также снять аресты и запреты отчуждения имущества АО «Черноморнефтегаз». Депутаты объясняют необходимость продления сроков действия разрешения на пользование недрами тем, что обществу необходимо сохранить за собой специальные разрешения на пользование недрами на участках, расположенных на временно оккупированной территории. Срок действия разрешений влияет на расчет упущенной выгоды общества, будет взыскано из Российской Федерации, когда мы выиграем иск о компенсации ущерба за аннексию.
Возможно действительно в этом есть логика, но снятие запретов на отчуждение имущества АО «Черноморнефтегаз» может закончиться тем, что вдруг очень непонятным образом имущество общества может быть продано третьим лицам, что не запрещено действующим законодательством.
Газораспределительные системы
8 мая 2015 года вступил в силу закон «О рынке природного газа», которым установлен запрет использовать газораспределительные системы, владельцем которых является государство, на праве хозяйственного ведения. В то же время, механизмы того, каким образом государство должно урегулировать ситуацию, когда ГРС находится в оперативном ведении облгазов не были прописаны. Сейчас Кабмин предлагает урегулировать вопрос передачи газораспределительных систем операторам газораспределительной системы на основании договора аренды. С одной стороны это сможет уменьшить доходы облгазов, а с другой – операторы ГРС вынуждены будут обратиться к НКРЕКП с просьбой учесть расходы на аренду ГРС в формуле коммунальных платежей. Так что ждем очередное повышение.
Банковский сектор
Проект закона об упрощении процедур капитализации и реорганизации банков №6010 предусматривает временное действие до 1 августа 2020 года уменьшить сроки рассмотрения документов и оптимизацию процедуры капитализации и реорганизации банков путем присоединения для обеспечения последовательных и согласованных действий со стороны регулирующих органов. Также проектом планируется урегулировать вопросы прекращения осуществления банковской деятельности без ликвидации юридического лица. Это позволит банкам, которые не могут выполнить требования Нацбанка по капитализации, оставить банковский рынок без нагрузки на Фонд гарантирования вкладов физлиц. Сейчас такая возможность в законодательстве отсутствует, и идея является новаторской.
Также проект предлагает решить проблему обеспечения непрерывности обслуживания клиентов банка, что присоединяется, в течение проведения всей процедуры реорганизации. Для этого законопроект предусматривает:
сокращение сроков и исключение отдельных процедур при проведении процедуры присоединения;
пересмотр действующей процедуры взаимодействия банков, участвующих в присоединении, с Национальным банком Украины и другими государственными органами при присоединении;
определение момента возникновения правопреемности по обязательствам банка, которые прекращаются в результате присоединения и т. д.
Сразу бросается в глаза то, что данный законопроект писали специалисты банковского сектора, ведь чисто технически он больше похож на постановление НБУ, чем непосредственно на законопроект. Если же по сути, то коллектив депутатов пытается ввести временные правила упрощенных процедур как в капитализации банков так и к выводу их с рынка, сохраняя при этом права кредиторов банка; также проработана процедура поглощения одного банка другим.
С одной стороны, может быть упрощена процедура докапитализации банков – значит, уже будет несоответствие нормам FATF, а с другой – это очень своевременная инициатива, ведь уже очевидно, что банкопад из-за Гонтаревой будет продолжаться, и под «оздоровлением пациента» глава НБУ понимает контрольный выстрел в затылок при первых признаках насморка.
Сельское хозяйство и земельные участки
Данный блок законодательных инициатив уместно начать с законопроекта «О государственном контроле, который осуществляется с целью проверки соответствия законодательству о безопасности и качестве пищевых продуктов и кормов, здоровья и благополучия животных» (№0906), зарегистрированного в свое время Оксаной Продан в последний день действия полномочий как депутата VII созыва парламента. При подготовке проекта к чтению парламентским комитетом по вопросам аграрной политики и земельных отношений так или иначе учтены 87 и отклонено 10 поправок коллег по законодательному цеху. Вместе с тем, основополагающая идея документа осталась неизменной.
В предложенном варианте документ состоит из 67 статей, объединенных в 10 отдельных разделов. По-прежнему в первую очередь проект направлен на приведение законодательства Украины к нормативам Евросоюза (в частности, к Регламентам ЕС №854/2004, №882/2004, №669/2009, Директивам ЕС №97/78/EC), а уже затем на обеспечение высокого уровня безопасности пищевых продуктов, защиты здоровья людей и интересов конечных потребителей. Впрочем, возможно, данные направления являются неразрывными. Фабулой документа определяются основные принципы, задачи и принципы государственного контроля в сфере гарантий безопасности и качества пищевых продуктов и кормов. Ожидается, что принятие данного проекта закона позволит:
ввести систему профессионального контроля безопасности пищевых продуктов;
уменьшить расходы предприятий на осуществление официального контроля, и одновременно увеличить поступления в Госбюджет;
улучшить условия ведения бизнеса на всех этапах пищевой цепи;
гармонизировать украинское законодательство с актами Евросоюза и начать проверки импорта по европейским стандартам;
создаст предпосылки для свободного экспорта продукции отечественных товаропроизводителей в европейские страны.
По результатам слушаний профильный комитет, несмотря на ряд замечаний правовых экспертов, а также парламентского юруправления и ГНЭУ (в т. ч. о его неконституционности и других технико-юридических недостатках), все же рекомендует принять его во втором чтении и в целом.
Ко второму чтению подготовлен законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно урегулирования отдельных вопросов правового статуса земель фермерского хозяйства» (№2028), разработанный группой народных депутатов во главе с заместителем главы парламентского комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Александр Бакуменко. Напомним, в первом чтении документ был принят 8 декабря 2015 года голосами 280 парламентариев. Авторский коллектив во время доработки законопроекта учел 38 и отклонил 13 предложенных поправок.
Собственно сам проект направлен на создание мотивационных факторов для содействия эффективному развитию фермерского хозяйства как форме малого предпринимательства на селе, увеличение их количества и упрощение юридических процедур их создания, регистрации и последующей деятельности. Среди прочего, основными концептуальными изменениями предлагается:
предоставить право образования ФХ всем гражданам Украины (в действующей редакции получения земельного участка под ФХ возможно только при наличии опыта работы в сельском хозяйстве или при получение профильного образования);
определить статус земельных участков ФХ как земель для ведения товарного сельскохозяйственного производства (иначе формально земельные участки ФХ могут быть использованы для обхода моратория на продажу сельскохозяйственных земель);
прекратить возможность приобретения прав ФХ на землю для указанных нужд без проведения конкурентных торгов (сейчас земельные участки под ФХ могут предоставляться без торгов, в свою очередь на практике иногда используется крупными аграрными холдингами для пополнения земельных площадей в обход торгов, то есть с использованием хозяйств, что являются сателлитами с такими предприятиями);
установить механизмы переоформления аренды земли, предоставленной физлицам для использования под ведение ФХ как юридическое лицо.
Уже не первый раз в проекте повестки дня пленарной сессии упоминается правительственный законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой» (относительно уточнения некоторых терминов и понятий, №4570). Проект разработан Госагентством рыбного хозяйства.
Несмотря на громкое название, документ всего-навсего вносит технико-юридические правки в терминологический аппарат актов действующего законодательства. Да, по большому счету, предлагается внести изменения в закон «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой», согласно которым термин «рыбы» будет заменен на «водные биоресурсы». Но не все так просто, поскольку такие изменения де-факто расширяют сферу возможного применения закона. А благодаря этому гибель водных биоресурсов, соответственно, будет отнесена к страховому случаю при наступлении события, предусмотренного договором страхования.
Хотелось бы надеяться, что народным избранникам удастся приступить к рассмотрению законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно снятия искусственных ограничений на реализацию права на приватизацию и получения в пользование земельных участков» (№3190), зарегистрированный группой народных депутатов Украины во главе с Виталием Сташуком. Особенно полезным проект может быть тем, кто уже несколько лет пытается узаконить земельные участки под домами, особенно в жилых массивах малоэтажной застройки в населенных пунктах.
Мотивационная часть проекта построена по классической формуле. Авторский коллектив его основными целью и задачами определяет отмену ограничений на реализацию права на приватизацию и получение в пользование земельных участков, а также оптимизацию процедуры оформления прав на земельные участки под недвижимым имуществом. Исходя из того, что пользование землей является платным, а данные для начисления земельного налога формируются на основании сведений о зарегистрированных правах на земельные участки, упрощение процедуры приватизации земли с одной стороны должно послужить для граждан толчком для узаконивания прав на земельные участки, а с другой – положительно скажется на доходной части местных бюджетов, когда такие граждане получат платежки на уплату земельного налога. Напомним, плата за землю, согласно Налоговому кодексу Украины, зачисляется в местные бюджеты.
Собственно сам проект предусматривает отмену необходимости разрабатывать проект землеустройства по отводу земельного участка при передаче ее в собственность лицу-владельцу расположенных на таком участке здания. Вместо него достаточно будет разработать техдокументацию по землеустройству относительно установления границ земельного участка в натуре на местности (такая документация является более простой и дешевой с точки зрения изготовления). Кроме того, местным органам власти предоставляется возможность передавать в собственность и пользование земельные участки государственной и коммунальной собственности при отсутствии детального плана или плана зонирования в случаях:
расположение на земельном участке зданий, сооружений, находящихся в собственности лица, которому передается участок;
приватизации гражданами земельных участков, предоставленных им в пользование;
возобновления договоров аренды;
предоставления земельных участков для размещения линейных объектов транспортной и энергетической инфраструктуры (дорог, мостов, эстакад, нефте-, газо- и водопроводов, линий электропередачи, связи).
Правоохранительный блок
Народные избранники рассмотрят вопрос отмены знаменитого «закона Савченко». В Верховной Раде находятся три законопроекта, регулирующих указанный вопрос: №5259 – правительственный, №5259-1 авторства Евгения Мураева, №5259-2 авторства Виталия Куприя.
Обычно в подобной ситуации предпочтение отдается правительственному законопроекту, но на этот раз профильный комитет Рады рекомендует принять проект Куприя. Документ предусматривает, что установленные правила соотношения видов наказаний (по «закону Савченко», 1 день содержания под стражей во время досудебного следствия равен 2-м дням отбывания наказания в виде содержания под стражей) не будут распространяться на первые четыре месяца предварительного заключения осужденных, или лиц, которые подозреваются в совершении преступлений средней или небольшой тяжести, и на первые шесть месяцев предварительного заключения осужденных или лиц, которые подозреваются в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, повторно совершивших преступление.
Продолжает правоохранительный блок проект авторства Николая Паламарчука «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюро расследований» относительно уточнения отдельных положений» (№5396). Законопроектом предлагается внести изменения в некоторые статьи этого закона относительно решения комплекса правовых, структурно-организационных, процедурных, кадровых вопросов, связанных с началом работы ГБР.
Предполагается определить структуру Бюро, отметив, что его систему составят центральный аппарат, территориальные органы, подразделения, специальные подразделения и научно-исследовательские учреждения.
В составе ГБР будут действовать следователи, следственно-криминалистические, оперативные, внутреннего контроля, информационно-аналитические, оперативно-технические, экспертные, финансовые, кадровые и другие подразделения; специальные подразделения, осуществляющие розыск лиц, скрывающихся от следствия и суда, выявление средств и имущества, которое может быть предметом конфискации или специальной конфискации, возвращения из-за границы средств и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, отнесенных к подследственности бюро расследований, обеспечения безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве и работников Бюро, быстрого реагирования и другие специальные подразделения. Законопроект имеет несколько технико-юридических недостатков, но это не должно помешать его принятию.
Кроме ГБР, Верховная Рада возьмется еще за один правоохранительный орган – НАБУ. Речь идет о проекте закона №5581 «О Дисциплинарном уставе Национального антикоррупционного бюро Украины», целью которого является урегулирование вопросов прохождения службы, применения поощрений и дисциплинарных взысканий к лицам начальствующего состава НАБУ.
Николай Мельник, Сергей Назаренко, Александр Григоренко, Валентин Гладких, аналитическая группа «Левиафан»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»