12 февраля прошло два года со дня согласования двух документов в столице Беларуси – подписание «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений» и обнародование «Декларации президента Российской Федерации, президента Украины, президента Французской Республики и канцлера Федеративной Республики Германия в поддержку комплекса мер по выполнению Минских соглашений». Оба документа должны были реанимировать подписанный еще в сентябре 2014-го формат мирных переговоров по решению конфликта на Донбассе после очередной военной эскалации на фронте в январе 2015-го.
Впрочем, впоследствии стал вполне очевидным тот факт, что «Минск-2», как его окрестили в экспертном сообществе, является такой себе «дорожной картой» для реализации собственных целей каждой из заинтересованных сторон. По факту договоренности зафиксировали состояние гибридной войны между Россией и Украиной и возможность такого же гибридного по сути решения конфликта. Поэтому полная реализация 13 пунктов комплекса мер по выполнению Минских соглашений по факту невозможна, ведь будет означать существенные уступки одной из враждующих сторон. В подтверждение этого тезиса стоит вспомнить лишь тот факт, что первый пункт Минских соглашений – полное прекращение обстрелов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей и неукоснительное соблюдение «режима тишины» – за 2 года так и не был выполнен.
Кроме того, сами пункты соглашения прописаны таким образом, что не имеют единственно согласованной трактовки: каждая из сторон настаивает на своем понимании их пошаговой имплементации и последовательности выполнения. На деле же уже давно стало понятно, что без прекращения огня ни о каких дальнейших мирных переговорах речи быть не может. Поэтому пока что вместо ожидаемого мира Россия и поддерживаемые ею сепаратистские республики ведут вполне реальную позиционную войну, которая на самом деле длится уже почти 3 года. «Минск-2» призван был перевести эту войну на совершенно другой уровень, который вызвал бы совершенно непредсказуемые последствия для дальнейшего суверенитета Украины. Однако возможен ли новый мирный план?
Непрерывные соглашения
Конечно, возможен. Впрочем, на этом утверждении сталкиваемся с новым измерением решения данного вопроса: будет ли продолжаться политика имплементации «Минска-2» по новому, более детальному плану действий? Или, возможно, речь идет о полностью новом сценарии и формате переговоров?
Все эти вопросы пока не имеют однозначного ответа, ведь в своих составляющих имеют множество неизвестных факторов. К слову, до сих пор не понятен статус подписантов «Комплекса мер по выполнению Минских договоренностей», что может пригодиться для их возможной коррекции или даже перезапуска. Кроме представителя ОБСЕ и посла России в Украине, другие лица на момент подписания не имели никакого официального статуса: представитель Украины Леонид Кучма не занимал и не занимает никакой официальной должности, а представители сепаратистов так называемых «ДНР» и «ЛНР» Александр Захарченко и Игорь Плотницкий – вообще подписаны только именем и фамилией.
Впрочем, позиция украинской стороны является непоколебимой – Украина придерживалась и будет придерживаться плана по выполнению Минских соглашений. Об этом в очередной раз заявил Президент Украины уже в начале февраля этого года, после очередного обострения ситуации в Авдеевке. Глава государства уверен: соглашения не были напрасными, ведь позволили Украине укрепить свою обороноспособность и, в частности, модернизировать и привести в порядок Вооруженные силы. Петр Порошенко в очередной раз подчеркнул, что ответственность за обстрелы и эскалацию ситуации несут боевики и страна-оккупант, то есть Россия.
Теория обмена
Подобной риторики придерживаются и в Кремле. Там считают, что всю ответственность за несоблюдение Минских соглашений несет украинская сторона. Однако, кроме обвинений в разжигании вражды и тезисов о том, что «Киеву невыгодно заканчивать конфликт», российская пропаганда несколько изменила акценты в другом вопросе.
И сами российские СМИ, и в среде европейской сети пропагандистских каналов РФ по распространению необходимых посылов звучит тезис о том, что «европейская дипломатия оказалась неспособной урегулировать конфликт мирным путем». Мол, международное сообщество должно найти в себе мужество «мыслить в новых категориях», чтобы наконец реализовать мирный процесс в Донбассе. Все чаще из уст пропагандистов звучит месседж о необходимости отправки международного миротворческого контингента, чтобы не допустить дальнейшей эскалации конфликта и захвата каждой из сторон новых территорий.
На самом же деле, такой план – очередное стратегическое видение Кремля по нахождению нового пути для возвращения оккупированной части Донбасса на полное содержание и восстановление силами Украины, и в то же время – отвлечение мира от оккупированного Крыма. Теория обмена – вот основной сигнал от Кремля. Мол, решить конфликт в Донбассе не удастся до тех пор, пока в мире не забудут об оккупации Крыма.
Невозможно отказаться?
Почему Украине стоит придерживаться соглашений? Основной логический аргумент – сохранение санкций по отношению к России со стороны ЕС и США.
Но вряд ли подобная ситуация может продолжаться и в дальнейшем без реального комплексного решения так называемого «украинского вопроса» на международном уровне. Сейчас страны ЕС хоть и придерживаются единства в вопросе продления санкции в отношении РФ, однако каждые полгода имеют возможность их пересматривать. Как только кто-то из влиятельных стран решит изменить точку зрения, за ней могут «посыпаться» и остальные европейские государства. Тезисы о «политике умиротворення» России звучали в различных интерпретациях почти от всех главных европейских политиков.
Так же не можно быть стопроцентно уверенными в «генеральной линии» США. С одной стороны, есть положительное решение Конгресса о продлении санкций и дальнейшей финансовой помощи для Украины на нужды модернизации армии. С другой – новый президент Дональд Трамп хоть и пытается сохранить воинственную риторику в отношении Кремля, однако лично симпатизирует Владимиру Путину и каждый раз намекает о необходимости поиска путей для договоренностей и компромиссов. Следует также напомнить, что сейчас шаги США по усилению санкций являются более мощными и последовательными, чем те же секторальные санкции в отношении РФ со стороны стран ЕС. Без санкций США некоторые ограничения со стороны ЕС вообще потеряют всякий смысл.
Поэтому наверняка судьба будущего пересмотра Минских соглашений, а подобный сценарий возможен уже в течение нынешнего года, будет решаться именно в Вашингтоне.
В поисках альтернатив
Возможности нынешнего «Минска-2», очевидно, исчерпаны. Сценариев для дальнейшего мирного урегулирования не так уж и много: либо продолжать «позиционную войну», либо пойти на уступки и начать выполнять весь комплекс мер по выполнению соглашений. И первый, и второй вариант – это угроза национальной безопасности Украины.
Третий вариант – поиск компромиссов в новом расширенном формате. И здесь не обойтись без участия США. Впрочем, шансов на такой сценарий все меньше: раньше в своих заявлениях Дональд Трамп убеждал, что Соединенные Штаты не могут вмешиваться и решать внутренние конфликты во всем мире. Даже в роли арбитра.
По итогам двух телефонных разговоров между президентами Украины и США остается призрачный повод для оптимизма, ведь пока непонятно, удалось ли согласовать хоть какую-то альтернативу «Минску-2». К сожалению, новая администрация Трампа до сих пор не имеет внятной стратегии решения мирного урегулирования конфликта на Донбассе. Вполне вероятно, что на украинскую сторону будет оказываться давление и со стороны Вашингтона с условиями стать более уступчивыми в нахождении компромиссов с другой стороной конфликта.
Впрочем, любые условия любых компромиссов являются предметом обсуждения. Интересно, имеет ли Украина достаточно рычагов для формирования своей повестки дня и решатся ли украинские первые лица задать собственный темпоритм новым подвижкам.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»