Призрачный эффект: когда на самом деле заработает система е-декларирования?

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Сага с декларированием имущества и состояния госслужащих в Украине в 2017 году ожидает своего логического продолжения. В этом году отчитываться в системе е-декларирования будет еще большее количество чиновников.

Речь идет о более чем 700 тысяч госслужащих. В прошлом году состоялась так называемая «первая волна» декларирования, когда свои имущественные отчеты подали около 100 тысяч чиновников, народных депутатов и судей самого высокого уровня. Учитывая, что в декларациях нужно указывать имущество и активы членов семей, история с е-декларированием в этом году коснется чуть ли не вдвое больше граждан от запланированного количества. По оценкам экспертов, речь идет как минимум о 1,5 миллионах человек. А учитывая то, что в 2017-м декларанты-первопроходцы прошлого года должны будут уже во второй раз отчитаться, работы у Национального агентства по предотвращению коррупции будет невпроворот.

Именно на этом этапе следует задуматься не только о самой процедуре декларирования, но и о следующем шаге – проверке указанных в декларациях данных. Понятно, что проверить такой массив информации «вручную» невозможно. Однако именно имплементация автоматической системы проверки данных деклараций пока что забуксовала. Подобная ситуация создает дополнительное неверие в то, что за недостоверные данные кто-то из декларантов таки понесет заслуженное наказание, а взяточники и нечистые на руку госслужащие будет выявлены и наказаны.

Кто еще будет декларировать доходы?


Во-первых, во «вторую волну» подать свои декларации должны будут все те субъекты декларирования, которые уволились в прошлом году, даже если это произошло до 1 сентября, когда была запущена система электронного декларирования.

Новый скандал вокруг е-деклараций: за что воюют НАПК и Минюст?Эксперт Центра политических студий и аналитики оценил ситуацию, которая возникла между НАПК и Минюстом из-за проверки е-деклараций.

Во-вторых, основная масса новых декларантов, которые по закону отчитаются о своем имущественном положении, это все чиновники, которые работают в органах власти и местного самоуправления, в государственных и коммунальных учреждениях, заведениях и организациях. Если детализировать, то это: депутаты всех местных советов, государственные служащие категории «В», чиновники местного самоуправления 4-7 категорий (начальники управлений, руководители исполкомов, сельские и поселковые головы, и т. п.), все полицейские, военные должностные лица, должностные и служебные лица органов прокуратуры, СБУ, ГБР, НАБУ, руководители учреждений здравоохранения (например, главные врачи), чиновники НАН Украины, руководители высших учебных заведений и их заместители (ректоры, проректоры), должностные лица государственных и коммунальных предприятий и другие.

Фактически, речь идет о всех лицах, которые так или иначе имеют отношение к управлению государственными ресурсами в любой сфере, чиновникам исполнительной власти, всех выборных должностях.

Кроме того, уже повторно отчитаются народные депутаты, члены правительства, Президент, руководители государственных органов, около 7 тысяч судей, 10 тысяч прокуроров, 11 тысяч следователей, государственные служащие категории «А» (около 1300 человек), государственные служащие категории «В» (около 63 тысяч человек).

Бюрократические войны

Впрочем, задекларировать – еще полдела. Необходимость проверки данных е-деклараций неоднократно отмечали как внутри государства, так и за его пределами.

ГПУ впервые направила в суд дело о непредоставлении е-декларацииВпервые в суд направлен обвинительный акт по умышленному непредоставлению субъектом декларирования е-декларации.

Но пока что результаты деятельности НАПК в данном направлении неутешительные. А точнее, до сих пор не запущен сам механизм эффективной проверки данных декларантов. Бездействие Агентства уже раскритиковал премьер-министр Владимир Гройсман во время заседания правительства, на котором заслушали отчет главы НАПК Натальи Корчак. Беспокойство у главы правительства вызывает целый ряд обстоятельств, которые могут сорвать процесс заполнения е-деклараций. Например, по информации премьер-министра, НАПК не заключило ни одного соглашения относительно дальнейшей аренды серверов для е-деклараций.

С большим массивом критики в адрес НАПК выступили в Минюсте и лично министр Павел Петренко. По его мнению, НАПК работает неэффективно: он обвинил чиновников в безответственности, ведь те в течение длительного времени не могли создать качественный Порядок проверки е-деклараций. Мол, это пришлось делать Минюсту, Секретариату Кабмина и представителям общественности. «Они (НАПК – Ред.) получили огромное бюджетное финансирование, но не смогли разработать нормативную базу для своей работы», – отметил Петренко.

В то же время в НАПК считают подобные обвинения надуманными. «Национальное агентство – государственный орган, который отчитывается за каждую копейку потраченных денег. В данной ситуации министр юстиции может манипулировать цифрами в миллионы, но этого не можем позволить себе мы. Бюджет НАПК в 2017 году – 162 млн 888,3 тыс. грн: оплата труда и начисления на заработную плату – 77 млн 736,4 тыс. грн, капитальные расходы – 66 млн 200 тыс. грн, оплата товаров, предметов и услуг – 16 млн 839,3 тыс. грн, коммунальные – 2 млн 112,6 тыс. грн. Остальные 442 млн 399,4 тыс. грн – деньги партий или же государственное финансирование политических партий на 2017 год. Не нужно искать саботаж там, где его нет», – написала на своей странице в Facebook глава Агентства Наталья Корчак.

Впрочем, на первый взгляд, ситуацию вроде бы удалось уладить. На днях в НАПК сообщили о прохождении государственной регистрации Порядком проведения контроля и полной проверки декларации, который удалось согласовать и с Минюстом, и с Секретариатом Кабмина. Но остается еще одна важная деталь – запуск программного обеспечения для проведения автоматического контроля Реестра деклараций.

Вынужденная задержка?

Теперь, когда утвержден соответствующий Порядок проведения контроля и полной проверки деклараций, данные о несоответствиях, которые найдут в НАПК, можно смело передавать на рассмотрение НАБУ. Ведь до появления этого документа лица, в отношении которых проводилась проверка, могли обжаловать ее результаты в судах. Почему так долго согласовывался этот документ – вопрос риторический.

ГПУ проверяет Шуфрича по факту уклонения от уплаты налоговВ Генеральной прокуратуре Украины инициировали проверку «оппоблоковца» Нестора Шуфрича на уплату налогов.

Кроме того, вскоре, как указывают эксперты, возникнет еще одна проблема: проверить данные всех декларантов «в ручном режиме» невозможно, а значит, нужно запустить соответствующее программное обеспечение для автоматической проверки Реестра деклараций. И в НАПК уже вроде официально подтвердили, что денег на разработку и внедрение подобной автоматизированной системы в Бюджете на 2017 год предусмотрено не было.

Существует еще целый ряд вопросов относительно будущего сотрудничества НАПК с Минюстом, ведь последний, например, должен предоставить доступ к целому перечню информационных баз данных государственных органов.

Таким образом, полноценная проверка данных е-деклараций если и состоится, то не раньше чем будут решены все вышеуказанные проблемы. А значит, система еще долго не заработает полноценно. Так, например, в НАБУ сообщили, что по состоянию на 23 января этого года расследуют всего 25 уголовных производств по сведениям, указанным в е-декларациях. Речь идет о 14 судьях, 6 народных депутатах, двух главах райгосадминистраций, одном заместителе главы областного совета и одном руководителе центрального органа исполнительной власти.

Если речь идет о таком низком КПД, то вскоре у общества возникнут вполне логичные вопросы. Например, зачем ежегодно выделять сотни миллионов гривен бюджетных средств на такую несостоятельную антикоррупционную деятельность.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: