Миссия невыполнима: в чем причина стремительного «грузинопада»?

Читати українською

Ровно неделя прошла после скандальной отставки губернатора Одесской области Михеила Саакашвили, когда о своем намерении уйти с должности объявила его давняя соратница, глава Нацполиции Хатия Деканоидзе. Она была одним из наиболее эффективных представителей грузинской команды реформаторов, реально изменила ситуацию в правоохранительной системе Грузии и искренне пыталась осуществить подобную реформу в Украине.

Команду своих соратников со времен президентства в Грузии пригласил Михеил Саакашвили после того, как были достигнуты определенные договоренности о необходимости перенять грузинский опыт в реформировании страны и применить его в украинских реалиях. Основным преимуществом грузин эксперты называли то, что они не связаны никакими коррупционными связями с украинскими политиками и вроде бы не должны были иметь каких-либо бизнес- или политических интересов в Украине.

Со стороны новой украинской власти появление реформаторов из Грузии также не предвещало какой-либо опасности: даже для того, чтобы баллотироваться в парламент, иностранцам нужно было прожить на территории Украины не менее 5 лет. Но уже после двух лет большинство из приглашенных экспатов ушли со своих должностей. Больше всего засиделись именно грузины: их стойкость можно было объяснить личной позицией Михеила Саакашвили, который якобы получил карт-бланш на реформы от самого Президента и до последнего надеялся на содействие в данном процессе.

Впрочем, практика доказала обратное: все отставки сопровождались заявлениями относительно политического вмешательства в действия реформаторов. В последнее время именно от представителей грузинской команды обвинения в сторону власти звучат чуть ли не громче всех.

Силовой блок – без грузин

Впервые серьезное сопротивление реформам представители из команды грузинских реформаторов ощутили в Генпрокуратуре. Именно там начались первые недоразумения и скандалы. Тогдашний заместитель генпрокурора Давид Сакварелидзе не нашел общего языка с главой Генпрокуратуры Виктором Шокиным.

Уходя с должности, Виктор Шокин отправил в отставку и Давида Сакварелидзе, одновременно лишив его и места прокурора Одесской области. Этим он вызвал большое возмущение тогдашнего губернатора Одесской области Михеила Саакашвили, который назначил Сакварелидзе для помощи в борьбе с коррупцией в регионе. Уже тогда поговаривали, что между пропрезидентской командой и грузинскими реформаторами произошел существенный конфликт, который завершился попыткой Михеила Саакашвили начать собственный политический проект – «Движение за очищение». Впрочем, в начале 2016 года экс-президент Грузии и его команда снизили градус критики в адрес Президента.

Отставка главы Нацполиции: эксперт рассказал, с чем связан уход ДеканоидзеПолитолог прокомментировал информацию об отставке Хатии Деканоидзе с поста главы Нацполиции.

Уже в мае этого года в отставку подала первый заместитель министра внутренних дел Украины Эка Згуладзе, которую назначили на эту должность еще в декабре 2014 года. Свои усилия Згуладзе направила на создание Нацполиции Украины, запуск патрульной службы, под ее жестким контролем проходил набор на конкурсной основе новых полицейских. Кроме того, именно по инициативе грузинской команды было принято решение о существенном повышении зарплат новой полиции. Еще полгода назад отставку Эки Згуладзе не слишком связывали с политическим подтекстом: сама она, комментируя свое решение, настаивала на том, что успела справиться со всем, что запланировала. В то же время дальнейшего своего активного участия в проекте не видела, согласившись остаться в группе советников при МВД.

В отличие от своей соратницы, уходя в отставку, глава Нацполиции Хатия Деканоидзе была более решительной в высказываниях.

«Я не выносила сор из избы, я государственный человек. Но считаю своим долгом обратиться к политикам на всех уровнях, начиная с народных депутатов и заканчивая самыми высокими кабинетами. Не могут и не должны назначения в правоохранительных органах согласовываться с политиками. Не могут и не должны политики использовать силы правопорядка для защиты своих политических интересов», – заявила руководитель Нацполиции, добавив, что ее «полномочий и воли было недостаточно для резких перемен».

Основной задачей Деканоидзе в дальнейшем реформировании Нацполиции было проведение переаттестации старых кадров МВД. Несмотря на то, что это задание было душераздирающим, сопротивление понемногу удавалось преодолевать. Впрочем, сказать, что Деканоидзе удалось сломать сопротивление системы, было бы слишком смело.

Очевидным плюсом в работе Хатии Деканоидзе было то, что на своей должности она не была замечена в каких-либо политических влияниях, не принимала участия в конфликтах. А нервничать было из-за чего: ведь об остром и публичном конфликте между ее давним соратником Саакашвили и непосредственным шефом, министром внутренних дел Арсеном Аваковым, не слышал разве что ленивый. До последнего времени Деканоидзе удавалось не погружаться в политическую сторону перипетий с реформированием правоохранительной сферы. К слову, Арсен Аваков положительно оценил достижения Деканоидзе на посту главы Национальной полиции. «Это был сложный, но очень важный этап, который войдет в историю украинской полиции. И я рад, что рядом с нами был эффективный менеджер и единомышленник – Хатия Деканоидзе. Я уважаю решение Хатии начать новый этап своей жизни и желаю ей успехов!», – отметил министр внутренних дел на своей странице в Facebook.

Относительно остального «силового блока» следует отметить, что в один день с губернатором Одесской ОГА в отставку подал и начальник Одесской полиции Гиорги Лорткипанидзе, который во времена президентства Саакашвили работал заместителем главы МВД Грузии. Чуть ли не единственной знаковой фигурой среди грузинских реформаторов, кто еще остался работать на своей должности, является Гизо Углава. Он заявил о намерении и в дальнейшем остаться на должности заместителя главы Национального антикоррупционного бюро Украины.

Саакашвили и его команда

О невозможности осуществить эффективное реформирование в своей области неоднократно заявлял и другой представитель грузинской команды – уже бывший министр здравоохранения Александр Квиташвили. Он несколько раз подавал в отставку, однако Верховная Рада либо не принимала ее, либо просто не ставила на голосование. Наконец, уйти с должности ему удалось лишь в апреле 201 года, после того как новым главой Кабмина стал Владимир Гройсман.

Саакашвили объявил о создании своей политсилыБывший глава Одесской ОГА Михеил Саакашвили заявил о создании своей собственной политической силы. По его словам, в новую политсилу не войдут представители бизнеса.

Существенными кадровыми афтершоками будет сопровождаться и сама отставка главы Одесской ОГА Михеила Саакашвили. Кроме Лорткипанидзе, о своей отставке с должности главы одесской таможни заявила и Юлия Марушевская.

Кроме того, о готовности уволиться сообщили 12 глав одесских РГА, которые работали в одной команде с уже экс-губернатором. О таких намерениях объявила и ныне исполняющая обязанности председателя Одесской областной государственной администрации Соломия Бобровская. «Мы до сих пор работали в составе команды Михеила Саакашвили и уйдем в отставку как члены команды, как только будет назначен новый руководитель Одесской областной государственной администрации. Мы не видим смысла исполнять свои обязанности в дальнейшем», – пояснила она.

Сейчас в Администрации Президента продолжаются круглосуточные совещания и переговоры, целью которых является не только нахождение достойной кандидатуры на должность нового председателя Одесской ОГА, но и более эффективной, способной показать быстрый результат. У Президента планируют сыграть на контрастах: мол, шумный Саакашвили так и не смог добиться на своем посту всего того, что обещал. И неважно, что согласно новому закону о госслужбе, глава ОГА должен избираться в ходе независимого конкурсного отбора.

Остались, но ненадолго?

Перечислить тех представителей грузинской команды, кто остался в нынешней власти, можно на пальцах одной руки. Сейчас больше всего грузин-реформаторов остается в команде Министерства юстиции. Там продолжает свою работу замминистра Гия Гецадзе и часть команды из Грузии, которая в середине 2000-х занималась там реформой органов юстиции.

Эксперт оценил шансы Саакашвили попасть в Верховную РадуДиректор службы «Украинский барометр» рассказал, есть ли шансы у Саакашвили занять весомую позицию на политической карте Украины.

Одной из главных причин отставки Хатии Деканоидзе эксперты называют усиление давления со стороны команды Арсена Авакова и крен в сторону авторитарных тенденций. Простыми словами, возможно, Деканоидзе не хотела стать козлом отпущения в исполнении неоднозначных приказов со стороны высшего руководства относительно возможных жестких действий во время уличных акций протестов. Ведь главным инструментом выполнения этих приказов должна оставаться Нацполиция – тот самый удобный «буфер» в возможных противостояниях между растущим напряжением в обществе и самой властью.

Уходят, чтобы вернуться?

Активность самого Михеила Саакашвили и фактор «грузинопада» среди команды реформаторов эксперты связывают с сокрушительным поражением его политической силы во время последних парламентских выборов в Грузии. К тому же, тамошняя власть не устает напоминать своим украинским коллегам о необходимости экстрадиции бывшего руководства страны, которое обвиняют в превышении полномочий и гибели 19 человек во время разгона демонстрации в мае 2011 года.

Поэтому обратной дороги у Саакашвили и его соратников нет: они будут делать ставку на дальнейшие политические перспективы в Украине. Тем более что сейчас – наиболее благоприятный период для получения новой волны электоральной поддержки. По крайней мере, в отличие от уже известных партий «Батькивщина» и «Оппозиционный блок», которые претендуют на статус главных оппозиционеров и борцов с нынешней властью даже методами уличных протестов, Саакашвили и его будущая политическая сила имеют шансы получить поддержку более умеренного и вдумчивого избирателя. Прежде всего тех, кто отдал свои голоса ныне провластной партии «Народный фронт», неуверенной в себе «Самопомощи» и пока что самой влиятельной партии – БПП. Именно поэтому политическую команду экс-губернатора Одесской области и бывшего президента Грузии и нынешняя власть, и оппозиция будут рассматривать как самого опасного игрока в погоне за симпатии украинцев.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: