Жизнь после Майдана: обещания и провалы властей спустя два года. Оценка эксперта

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Спустя два года после выборов, которые стали своеобразным политическим итогом революционных событий 2013-2014 годов, чиновники так и не смогли выполнить принципиально важные для страны обещания.

Такое мнение в эксклюзивном материале «Опасный рецидив. Топ-5 невыполненных обещаний Революции Достоинства» специально для «Слова и Дела» высказал политический эксперт Александр Радчук.

«Собрав коалиционное большинство и заключив програмное коалиционное соглашение, народные депутаты в послереволюционном пылу вроде бы действительно были настроены на системные изменения. Однако спустя некоторое время иллюзии были развеяны бездействием чиновников и системным нарушением выполнения своих же обещаний», – рассуждает он.

Как уточнил эксперт, часть пунктов коалиционного соглашения до сих пор не выполнена.

Несколько обещанных, но не реализованных политиками шагов таят в себе новые риски рецидива политической нестабильности. Наиболее провальная реформа – люстрация.

При этом, добавил он, все возможности для изменений были – и необходимое количество голосов в парламенте, а также принятый закон к «Об очищении власти», и политическая воля, и стопроцентная поддержка общества.

«Однако то, как выписаны положения закона, вызвало много вопросов и критики. Речь идет о нечеткости критериев люстрации, применении в основном на высший руководящий состав органов государственной власти и нераспространении на госслужащих низшего звена, политическом и юридическом давлении на процесс очищения власти. Главная опасность – возможность возвращения всех «люстрированных» чиновников на свои прежние должности из-за несовершенства законодательства», – обьяснил Радчук.

Люстрация в Украине: почему не действует закон «Об очищении власти»?«Слово и Дело» назвало основные причины того, почему в Украине по факту не работает закон о люстрации, учтя критику и предложения экспертов.

Второй аспект – снятие неприкосновенности.

«В феврале 2015 года проголосован законопроект «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно неприкосновенности народных депутатов Украины и судей)» и соответствующий проект постановления о направлении данного вопроса в Конституционный суд. Однако вопрос о снятии неприкосновенности до сих пор не последовал дальше политических деклараций о намерениях», – напомнил политолог.

Главная опасность, на его взгляд, – это торможение процесса борьбы с коррупцией и возможность для коррупционеров избежать наказания.

Еще один провал – попытка властей вернуть в Госбюджет средства, украденные Януковичем и его окружением.

«Речь идет о 1,5 миллиардах долларов арестованных активов чиновников времен Виктора Януковича и членов так называемой «Семьи». Закон о спецконфискации народные депутаты до сих пор принять не могут. Принять закон не помогли ни требования Кабмина, ни призывы Президента», – подчеркнул эксперт.

Спецконфискация: все, что необходимо знать о действии законаСлово и Дело проанализировало закон о спецконфискации: на кого распространяется его действие, что могут конфисковать, условия применения закона и возможные последствия

Еще одним камнем преткновения стало изменение избирательного законодательства.

«После событий Революции Достоинства политики, пришедшие к власти, обещали, что отныне выборы народных депутатов будут проходить по пропорциональной системе с открытыми списками», – уточнил политический эксперт.

Данное обязательство закреплено и в коалиционном соглашении 2014 года, однако до сих пор не выполнено. Международное экспертное сообщество давно настаивает на необходимости кодификации всего избирательного законодательства, чтобы привести к единой системе все виды избирательных процессов в Украине.

Главная опасность – возможность для партий и их лидеров формировать избирательные списки по своим, часто полукорупционным критериям.

В связи с этим остро встал вопрос и об изменении состава Центральной избирательной комиссии, что следовало сделать сразу после окончания полномочий большинства из ее членов, еще в июне 2014 года.

«Весь 2016 год процесс обновления состава ЦИК якобы зависел от согласования позиций парламентских фракций, которые выдвигают свои предложения в отношении членов ЦИК. Проблема с подходом к назначению нового состава ЦИК уже давно заключается в «квотном принципе» партийного распределения. Главная опасность – дальнейшие риски использования ЦИК как инструмента давления и возможных манипуляций в политических противостояниях», – проанализировал Александр Радчук.

Подробнее читайте в материале «Опасный рецидив. Топ-5 невыполненных обещаний Революции Достоинства».


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...