Закон Украины «Об очищении власти» (люстрации) вступил в силу 16 октября 2014 года и с тех пор постоянно поддается критике. Несмотря на благие намерения его авторов, несовершенство способов очищения власти, предлагаемых законом, действительно вопиющее.
Так, например, в Венецианской комиссии увидели нарушение прав человека в норме об установлении основания для увольнения по факту работы чиновника в определенной должности в определенное время без доказательства вины. По мнению представителей комиссии, любое обвинение нужно подкреплять конкретными фактами. Поэтому попытка обойти несовершенство правоохранительной системы одним-единственным законом очевидно является неудачной. Кроме того, по мнению экспертов Еврокомиссии по демократии через право, на судей должно распространяться действие отдельного закона – о восстановлении доверия к органам юстиции.
Отечественные критики добавили к этому перечню собственные замечания. Например, относительно размытости критериев люстрации, действия его части на высший руководящий состав органов государственной власти и нераспространения на госслужащих низшего звена, политического и юридического давления на процесс очистки власти. Более того, закон о люстрации стал прикрытием отсутствия комплексных реформ в органах государственной власти.
Масла в огонь подливают судьи КСУ, которые изучают правомерность закона, ведь это те же служители Фемиды, которые в свое время поддержали «диктаторские законы» Януковича и, по логике, сами должны быть люстрированы...
И напоследок: учитывая все вышесказанное, в случае, если закон будет отменен, то большинство уволенных чиновников через суды смогут вернуться на должности, что вызовет настоящий хаос в государственных органах. А это значит, что у законотворцев нет другого пути, кроме проведения комплексных реформ правоохранительной и судебной систем для того, чтобы закон о люстрации действительно мог действовать.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»