Только кнутом: как на Банковой пытаются спасти «БПП» от раскола

Читати українською
Александр Радчукполитолог

В самой большой фракции парламента, пропрезидентской «БПП», назрел очередной внутренний конфликт, который с легкостью может перерасти в открытое противостояние и раскол. На партийном съезде 48 делегатов проголосовали за лишение депутатских мандатов Николая Томенко и Егора Фирсова после того, как те решили выйти из состава фракции.

Похоже, зачистка происходит на всех фронтах. По аналогии с «Радикальной партией Ляшко», используя закон о «партийной диктатуре», в «БПП» также исключили из избирательного списка партии 13 «неудобных» кандидатов в народные депутаты. Конечно же, Центральная избирательная комиссия уже на следующий день после партийного съезда подчинилась нормам нового законодательства и молниеносно удовлетворила соответствующее решение.

С уже действующими нардепами ситуация сложнее. Нормы о так называемом императивном мандате в Конституции нет, поэтому оснований для лишения депутатского мандата не так уж и много. Кроме того, действует еще и длительная и усложненная процедура. Впрочем, на помощь политикам могут прийти суды.

В стиле предшественников

Найем рассказал, почему в «БПП» решили лишить мандата ФирсоваНародный депутат из фракции «БПП» Мустафа Найем настаивает на том, что решение «БПП» о лишении депутатского мандата Фирсова и Томенко нарушает КУ.

На самом деле на Банковой планируют запустить сверхопасный механизм контроля за собственными нардепами. Проще говоря – смирить любое инакомыслие путем подмены процедур. Так, по информации источников «Слова и Дела», после принятия решения о лишении статуса нардепа на съезде партии будет подготовлено соответствующее исковое заявление в суд (как правило, такие дела рассматривает Высший административный суд), после решения которого уже может быть соответствующая реакция ЦИК.

Что это значит? Велосипед никто не изобретал: в 2012-2013 годах подобным образом со своими политическими оппонентами боролись тогдашние соратники Виктора Януковича. Прецедентом стало решение ВАСУ от 8 февраля 2013 года, когда на основании искового заявления о нарушениях в ходе парламентской избирательной кампании суд лишил полномочий народных депутатов Павла Балогу и Александра Домбровского. Впрочем, довести это дело до конца и окончательно лишить мандатов нардепов-мажоритарщиков тогдашняя власть так и не смогла. Позже через подобную процедуру лишения мандата, но уже по другим причинам – якобы из-за совместительства – прошел и тогдашний соратник Юлии Тимошенко, ее защитник в суде, нардеп Сергей Власенко. Тогда, имея в своем распоряжении регламентный комитет, который в то время возглавлял бывший «регионал» Владимир Макеенко (ныне – один из основателей партии «Наш край»), власть время от времени давала понять, что будет решительно бороться с любыми решительными проявлениями оппозиционности. Так, в прошлом созыве парламента Владимир Макеенко предупреждал нардепов от тогдашней оппозиции, что их попытки блокировать работу Киевсовета могут стоить им мандата.

И если раньше подобные судебные решения выполняли роль скорее запугивания и подавления любых оппозиционных движений и политических оппонентов, то сейчас речь идет о создании особой атмосферы именно для соратников внутри правящей партии. Кроме Фирсова и Томенко, ранее о намерениях лишить его депутатства заявлял ныне внефракционный нардеп Виктор Чумак. Он предполагал, что подобные инициативы исходят от одного из близких соратников Президента, нардепа Игоря Кононенко, который имеет серьезное влияние на принятие всех партийных решений. Подобных взглядов придерживается и Фирсов, о чем уже публично заявил. «На фракции не было дискуссии – надо ли принимать это решение, или нет, у фракции вообще не спрашивали, во фракции есть вменяемые люди, а заказчиками именно этой истории, по моему убеждению, были Березенко, Кононенко и Грановский, которые контролировали партию, у которых есть инструменты, и которые и приняли такое абсурдное решение», – считает Фирсов. Интересно то, что решение о лишении депутатства Чумака «провести» сложнее (его обвиняли в совмещении должностей главы НАПК и нардепа, хотя официально Агентство в то время еще даже не начинало работу), ведь он выиграл выборы по мажоритарному округу, тогда как Фирсов является «списочником».

Какие подводные камни в выходе нардепов из «БПП»?Политолог проанализировал ситуацию с исключением нардепов из «БПП» и тот факт, что в Раду могут войти Бригинец и Белоцерковец.

В самом руководстве партии и фракции не скрывают: дисциплинарные методы воздействия имеют целью лишить нардепов дальнейших политических амбиций и уменьшить градус критики действий власти. В частности, и Президента, действиями которого все чаще недовольны именно его соратники из фракции «БПП». «Миром правит интерес. В данном случае – не только меркантильный. Давайте не говорить о том, что у каждого депутата есть какой-то бизнес, какой-то домик, или какая-то схема, речь идет, например, о будущем политическом интересе. Ни для кого не секрет, что в Украине загорелась новая политическая звезда – Михеил Саакашвили. У меня около полутора десятков депутатов сейчас думают, как попасть к нему в воображаемую партию, которой еще нет, но куда очень хочется попасть, поэтому так громко звучат обвинения, что мы сильнейшие антикоррупционеры, а вокруг нас – самые страшные коррупционеры», – еще в феврале заявил в одном из интервью глава фракции «БПП» Юрий Луценко. Вероятнее всего, речь идет о тех нардепах из пропрезидентской фракции, которые инициировали создание межфракционного объединения «Еврооптимисты». Но смогут ли в АП повторить успех своих опальных предшественников и такими деструктивными методами преодолеть раскол в пропрезидентской фракции?

Принуждение вместо закона

Пока что, даже теоретически, законных методов лишить нардепа его мандата за политические убеждения невозможно. По крайней мере, подобный механизм до сих пор не заложен в Основном законе. Так, ст. 81 Конституции содержит всего 5 оснований для досрочного прекращения полномочий народного депутата: добровольное сложение полномочий; вступление в силу обвинительного приговора; признание судом недееспособным или пропавшим без вести; прекращение гражданства или выезд на постоянное место жительства за границу; смерть.

Правда, в той же статье Основного закона указано, что депутат может быть лишен мандата, если он прошел в ВР по списку политической партии, однако не вступил или вышел из ее фракции. Но сделать это можно только при наличии соответствующего закона («Об императивном мандате»), которого пока нет, поэтому любое решение суда о лишении депутатства по причине выхода из фракции может быть в дальнейшем обжаловано и признано неконституционным.

На необходимости введения законной процедуры по лишению мандата настаивает и нардеп-изгнанник Николай Томенко, который на последних парламентских выборах попал в Верховную Раду по партийным спискам «БПП» под номером 8. Он объяснил мотивы своего выхода из фракции невыполнением Президентом его обещаний. «Напомню, что меня как политического и общественного деятеля и беспартийного Порошенко пригласил для участия в президентских и парламентских выборах. Впоследствии были предвыборные программы и обещания в контексте борьбы за европейские стандарты жизни, украинский мир, отделение бизнеса от политики и тому подобное. Что случилось после выборов, вы знаете сами. Итак, решение съезда важное с точки зрения вопроса ответственности. Я готов к специальному докладу на заседании парламента по этому вопросу и жду принятия закона об императивном мандате, о котором говорит статья 81 Конституции», – отметил он на своей странице в Facebook, говоря о судьбе своего депутатского мандата.

Продолжение скандала в «БПП»: из партии выходит еще один депутатВ знак поддержки коллег-депутатов Егора Фирсова и Николая Томенко Блок Петра Порошенко решил покинуть Виталий Чепинога.

Насколько далеко пойдут в своих намерениях руководство «БПП» и Администрация Президента – покажет время. Стоит напомнить и другие примеры «измены» фракционному единству: сразу после парламентских выборов 2012 года во фракцию «Батькивщины» отказались вступать отец и сын Александр и Андрей Табалов, которые баллотировались именно от этой политической силы (правда, один – по «мажоритарке» в Кировоградской области, другой – по партийным спискам). Уже с тех пор встал вопрос политической ответственности руководства партии за определение кандидатов в списках и необходимости принятия нового избирательного законодательства. Именно пропорциональная система с открытыми списками может хотя бы немного приоткрыть завесу партийной предвыборной «кухни».

Скандал во фракции «БПП» только набирает обороты, а решение съезда о лишении мандатов нардепов Томенко и Фирсова возымело лишь обратный эффект. Так, в знак солидарности с бывшими коллегами из фракции «БПП» вышел нардеп Виталий Чепинога. Пока подобные поступки не изменили мнение руководства фракции – соратники Президента в парламенте, очевидно, решили идти до конца. Поэтому давление на нардепов продолжается. «Единственный путь избежать процедуры лишения мандата – заявление о возвращении во фракцию. В противном случае место «тушек» займут Александр Бригинец и Дмитрий Белоцерковец. Первый придет в зал ВР прямо с фронта, другой – руководитель столичной организации «УДАР», – подчеркнул лидер фракции «БПП» Юрий Луценко. А пока что украинцы в очередной раз стали свидетелями того, как желание сохранить нужное количество мандатов в пропрезидентской фракции для переформатирования коалиции и избрания нового премьера превосходит любой здравый смысл и законность.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS

и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»
Поделиться: