Минуло уже четыре дня с тех пор, как «Вашингтон пост» рассказала о том, что ее журналисты взяли у Владимира Зеленского большое, часовое видео-интервью, и опубликовала несколько тезисов из него. Тезисы произвели скандальный резонанс, а видео до сих пор никто не видел. Но и обрывочных высказываний хватило, чтобы оказались больно задетыми многие подданные Путина.
Вряд ли контекст интервью сильно изменит смысл фразы Зеленского о том, что для россиян следовало бы закрыть границы, а уехавших вернуть обратно в страну. Часть граждан РФ, кто самого Путина не очень-то, и уже одно это считает свидетельством своей продвинутости, сообщили о горькой обиде на украинского президента. Кто-то снисходительно списал его «глупость» на многомесячную ситуацию колоссального стресса, в которой находится лидер страны, отражающей нашествие их соотечественников. Нашлись и такие, кто увидел признаки того самого украинского нацизма, о котором столько трубит кремлевская пропаганда. Ну наконец-то, сошлись паззлы.
Интересно, что даже сказанные впроброс слова президента Украины были наделены публикой совершенно магической силой, словно способной эти самые границы мгновенно перекрыть. Зеленский и вправду за эти полгода войны оказался могуч в способности убеждать в своей правоте союзников и увеличивать их количество. Вдруг и в этот раз сможет? Тем более, что страны Балтии уже некоторое время и так практикуют подобные визовые рестрикции.
Между тем его тезис в большей степени имел характер моральной оценки, чем технической задачи.
За то немалое время, что длится большая война, выяснилось, что не только российская армия является дутой величиной, наиболее ярко проявляющей себя не на поле боя, а в мародерстве и готовности убивать мирных жителей. Российская оппозиция, в самом широком смысле, как совокупность людей, нелояльных режиму, оказалась неспособна на минимальное противодействие, предпочтя в лице самых шустрых прыснуть прочь из страны, устроившей соседям бойню и стахановскими темпами наращивающей внутренние репрессии. Когда Зеленский говорит, что им всем неплохо бы вернуться домой, он имеет в виду не столько наказание россиян пребыванием на родине, сколько их долг обезопасить ту угрозу, которую Россия создает всем вокруг, да и самим бегущим. Украинский президент обращается к гражданским чувствам россиян, призывает их выручать свою родину: «Идите и живите там (в России). Только так можно повлиять на Путина».
Зеленский говорит это из позиции морального лидера. Украина под его руководством противостоит чистому злу, которое источает путинская Россия, и платит огромную цену, в том числе за то, чтобы приблизить конец такой России. В определенном смысле украинцы сейчас делают работу за россиян и для россиян, с какой бы ненавистью и презрением к ним ни относились. По-видимому, это презрение, которое улавливается за словами Владимира Зеленского, вчерашнего деятеля развлекательной индустрии, бросившего вызов «самому» Путину, и стало причиной столь сильной уязвленности российских граждан, избегающих своего гражданского долга. Унести ноги – это не гражданская позиция. Этот отказ от субъектности, признание того, что не можешь ничего сделать, синдром выученной беспомощности, который мало чем по сути отличается от этической деградации оставшихся, вытесняющих свою непрямую, а подчас вполне конкретную причастность к убийствам в слепое пятно.
«Левада-Центр» опубликовал данные, которые указывают на потерю интереса у россиян к событиям войны. В марте «спецоперация» была событием для 75% опрошенных, в апреле – для 63%, в мае – для 42%. В июле лишь 32% упомянули «СВО» как важное событие месяца. Конечно, это в значительной степени результат работы защитных механизмов, прячущих от сознания невыносимое. Но от этого прятания головы в песок, а языка в известное место огромная дистанция до практик сопротивления.
Какие формы могло бы принять это сопротивление – отдельный вопрос. Проскочило сообщение, что недавно в Курской области на 28-м километре железной дороги между Льговом и Суджей неизвестные пытались подорвать рельсы. В Украине продолжается формирование легиона «Свобода России», и это самый действенный способ приблизить победу Украины и поражение Путина, велкам под пули. Журналист Роман Супер в своем телеграм-канале каждый день публикует десятки фотографий антивоенных граффити со всех уголков России. Есть множество способов остаться человеком и не потерять достоинство.
А можно обидеться на весь мир, за то, что тот невзлюбил русских. Да, с определенных пор презумпция невиновности в отношении россиян не работает. На них лежит бремя доказательства, что они не путинское говно. Постоянного доказательства, снова и снова. Но никого ни в чем нельзя убедить, если в этом нет внутренней уверенности. А откуда ей взяться, если вы не вовлечены в сопротивление?
Леонид Швец, специально для «Слово и дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»