Так называемый антиахметовский законопроект снова сняли с рассмотрения: почему принятие откладывают

Читати українською
Почему в Раде откладывают рассмотрение ресурсного законопроекта и есть ли в этом политические мотивы, читайте в материале Слово и дело.
Слово и дело

«Ресурсный» законопроект 5600, который еще называют «антиахметовским», сняли с повестки дня Верховной рады. Документ должен внести изменения в Налоговый кодекс и некоторые законодательные акты относительно сбалансированности бюджетных поступлений. В этот раз законопроект сняли после предложения «Слуги народа». В политсиле подчеркнули, что им нужно дополнительное время для консультаций по этому закону. «Слово и дело» пообщалось с экспертами и попыталось разобраться, есть ли политические мотивы в снятии законопроекта и какие последствия могут быть в случае его непринятия.

Какие изменения предлагает законопроект

Верховная рада в первом чтении приняла «ресурсный» законопроект №5600 еще 1 июля. Тогда его поддержали 264 народных депутата – почти все парламентарии из монобольшинства, групп «За майбутнє» и «Довіра».

Представители других фракций либо отсутствовали, либо голосовали против, либо воздержались.

Ко второму чтению в законопроект подали более 11 тысяч поправок. Комитет ВР учел 8 важных изменений и рекомендовал принять закон в целом.

В прошлый раз законопроект снимали с рассмотрения 23 сентября. Тогда причина была в том, что еще продолжались дискуссии относительно процедуры его рассмотрения.

Основные задачи законопроекта, обозначенные авторами:

  • уменьшение налогового бремени на приобретателей государственной помощи в рамках программ «Доступные кредиты 5-7-9%» и «Доступная ипотека 7%»;
  • увеличение экологического налога;
  • увеличение размера ставки налогообложения за пользование государственными недрами и привязка к рыночной стоимости полезных ископаемых.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что ставки налогов не пересматривались с 2019 года, а ставки акциза на алкоголь – с 2017 года. Но текущая экономическая ситуация требует пересмотреть подходы к взиманию налогов.

Какие налоги хотят поднять:

  • акцизный налог на алкоголь;
  • экологический налог;
  • рентную плату за использование частотным ресурсом;
  • рентную плату за специальное использование воды и лесных ресурсов, недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • налоги на доходы физических лиц (НДФЛ) от реализации третьего и последующих объектов недвижимого имущества.

Как утверждают авторы законопроекта, в случае принятия госбюджет сможет дополнительно получать около 50-60 млрд грн ежегодно.

Как снятие законопроекта по рассмотрению оценивают представители бизнеса

На снятие законопроекта с повестки дня Верховной рады также отреагировали представители бизнеса. Более того, такое решение оценивают положительно.

В Ассоциации представителей малого и среднего бизнеса города Киева в разговоре со «Слово и дело» отметили, что приветствуют решение нардепов.

«По нашему мнению, пока законопроект не будет основательно доработан с привлечением представителей бизнеса и экспертной среды, нет необходимости в поспешном его принятии. Без учета позиции бизнес-среды и экспертов под удар законопроекта попадет малый и средний бизнес, а также обычные украинцы», – отметили в Ассоциации.

В частности, у участников Ассоциации при анализе норм законопроекта сложилось впечатление, что законодатели преследуют единственную цель: собрать побольше налогов после кризисного 2020 года.

«Однако, создателями законопроекта не было учтено, что больше всего бюджет наполняют налогоплательщики – тот самый малый и средний бизнес, который и так страдает из-за последствий карантина и локдауна. К тому же, дополнительная налоговая нагрузка может привести к тому, что бизнес будет обходить уплату налогов и будет расти теневой сектор», – рассказал глава правления Ассоциации Максим Тютюнников.

Кроме того, он отметил, что с «налоговым давлением» в Украине не будет безопасной и спокойной среды для ведения бизнеса, что, в свою очередь, отпугивает иностранных инвесторов.

Изменения в Налоговый кодекс: что предлагает МинфинКабмин 12 мая утвердил проект налоговой реформы. Что она предусматривает – на инфографике Слово и дело.

«Таким образом, все это, по нашему мнению, сводит на нет многочисленные попытки Украины привлечь в государство иностранные инвестиции, что на сегодняшний день является едва ли не основной задачей нашего государства», – отметили в Ассоциации.

Так же в Европейской бизнес-ассоциации отметили, что сообщество приветствует такое решение и благодарит народных депутатов, которые прислушались к мнению бизнеса.

«Ассоциация неоднократно отмечала то, что положительный эффект от некоторых одобрительных бизнесом норм, содержащих этот законопроект, будет перечеркнут другими его положениями, которые бизнес-сообщество категорически не поддерживает. Поэтому мы надеемся, что народные депутаты взвешенно подойдут к дальнейшей работе над законопроектом и будут способствовать принятию только положительных изменений без вышеупомянутых негативных положений», – говорится в сообщении Ассоциации.

В Федерации работодателей Украины отметили, что поддерживают такое решение парламентариев.

«Надеемся, это произошло благодаря тому, что народные избранники услышали мнение работодателей, последовательно выступающих против принятия этого законопроекта. Также надеемся, что Верховная рада уже не вернется к рассмотрению этого одиозного законопроекта», – подчеркнули в Федерации.

В Совете предпринимателей при Кабинете министров отметили, что они неоднократно обращались к народным депутатам и органам государственной власти с просьбой не поддерживать законопроект №5600.

«Совет обращается к Офису президента, руководству Верховной рады и всем народным депутатам с просьбой и в дальнейшем не поддерживать законопроект №5600 как увеличивающий нагрузку на добросовестный бизнес, создает условия для усиления необоснованного давления на бизнес и нарушает принципы справедливости, равенства и возможности долгосрочного планирования», – говорится в обращении Рады.

Также положительно снятие законопроекта было оценено и в Американской торговой палате в Украине. Там подчеркнули, что документ увеличивает фискальное давление на налогоплательщиков, нарушает принципы справедливости, предсказуемости и долгосрочного планирования.

В Ассоциации представителей малого и среднего бизнеса города Киева надеются, что авторы законопроекта устранят все его проблемные моменты для малого, среднего бизнеса и граждан, сохранив при этом нормы, касающиеся олигархов.

Причины и возможные последствия отсрочки рассмотрения законопроекта

Политолог Петр Олещук в разговоре со «Слово и дело» предположил, что депутаты откладывают рассмотрение законопроекта (а именно «Слуга народа» выступила с таким предложением) из-за неуверенности в том, что его удастся сразу принять.

«Я думаю, что здесь присутствует фактор, связанный с возможностью окончательного голосования. То есть, если этот законопроект будет внесен (на рассмотрение Верховной рады – ред.), но не будет поддержан надлежащим количеством голосов, то это станет достаточно неприятным сигналом. Я думаю, что за него хотят голосовать не просто большинством, а гарантированным большинством», – отметил эксперт.

То есть фактически президентская фракция сейчас может заниматься своеобразным сбором голосов, чтобы это голосование было демонстрацией согласованности позиций. По словам эксперта, такой вариант вполне вероятен.

Этот законопроект также называют «антиахметовским» – из-за потенциального увеличения различных налогов для бизнеса олигархов. В то же время документ потерял практически все нормы, наиболее касающиеся рудного бизнеса олигарха Рината Ахметова (и других), с которым у Банковой уже давно идет «война».

Олещук предположил, если сразу не получится проголосовать за законопроект, то начнутся разговоры, мол Ахметов победил в борьбе с Зеленским, будут искать какие-то связи между олигархом и фракцией, что противостояние выдумано.

«Кто-то будет акцентировать внимание на том, что это (неспособность принять закон, – ред.) кризис монобольшинства. Поэтому за такие решения нардепы не могут голосовать как-нибудь. Им нужно голосовать уверенно или пока вообще не голосовать», – рассказал политолог.

В то же время, по мнению эксперта, соответствующий законопроект таки удастся принять, ведь это решение уже получило достаточную огласку и резонанс.

«Принятие законопроекта станет возможностью показать сплоченность, однако для этого нужно провести предварительную работу, поэтому, очевидно, слуги ею и занимаются», – предположил Олещук.

Насколько непринятие законопроекта 5600 повлияет на поступления в бюджет

Экономист Борис Кушнирук в комментарии «Слово и дело» отметил, что принятие законопроекта ‒ не слишком принципиально относительно формирования государственного бюджета на следующий год.

По словам эксперта, властям в любом случае придется править доходную и расходную часть госсметы из-за того, что макропоказатели были существенно занижены. Номинальный ВВП на следующий год, заложенный при расчете госбюджета, оказался ниже, чем фактический номинальный ВВП на этот год.

«Речь идет о 200 млрд грн. Поэтому недопоступления, которые могут быть в случае непринятия законопроекта, не являются принципиальными. Кроме того, некоторые пункты законопроекта носят системный характер и не связаны напрямую со следующим годом», – отметил Кушнирук.

По мнению эксперта, законопроект должен вводить дополнительные рентные платежи, например, на железную руду, но они должны регулироваться в зависимости от цен на внешних рынках.

«Если на внешних рынках растет цена на руду, то, соответственно, растет доходность добычи и увеличивается так называемая природная рента, и наоборот. То есть повышение рентной платы не должно быть разовым, это должна быть постоянная практика. И все это должно быть в автоматическом режиме – формульный принцип, предусматривающий либо уменьшение, либо увеличение рентных платежей», – рассказал экономист.

По его словам, если учитывать даже тот факт, что цена на руду существенно снизилась, то в этой части закон уже не будет работать именно так, как задумывалось.

«Исходя из этого, я не рассматриваю 5600 как проект, который должен решить проблемы дополнительных поступлений в государственный бюджет», – подчеркнул Кушнирук.

В целом, по его словам, законопроект с этой точки зрения не следует привязывать к госбюджету.

Напомним, ранее мы уже писали о том, что предусматривает налоговая реформа, предложенная Министерством финансов.

Детальнее о том, какие налоги хотят повысить в Украине после принятия «ресурсного» законопроекта, можно посмотреть на инфографике.

Анастасия Дячкина, специально для «Слово и дело».

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: