В стране закончились юбилейные торжества. Украинцы снова себе очень понравились: светлые лица, радостное ощущение единства, кругом братья и сестры, и Родина у нас самая лучшая, никому не отдадим. И официальные мероприятия всем понравились больше, чем обычно. Что-что, а праздновать мы, кажется, научились. Владимиру Зеленскому, на каденцию которого выпало тридцатилетие Независимости, славно удалось самое главное, после президентской кампании, шоу его жизни. Даже те, у кого глава государства вызывает нервный тик и изжогу, были в этот раз невероятно великодушны.
До момента, конечно, когда стало известно, что Петра Порошенко облили зеленкой. Его сторонники будто даже с облегчением восприняли это очевидное для них доказательство богопротивности власти, которая досталась другому. Если бы зеленки не было, им следовало ее придумать. Чары восхитительного единства рассеялись как сон, как утренний туман, все снова встало на свои места. Наступили привычные будни.
Присущий украинцам феномен сгущения гражданской сущности в отдельные моменты времени и в отдельных точках пространства при полной социальной энтропии, царящей в повседневности, заслуживает специального изучения. Ах, как прекрасен украинец во время революций и праздников! И куда только он девается в промежутках, которые составляют основную часть исторического времени и в которые Украина словно переходит в руки других украинцев, эгоистичных, равнодушных и сварливых в своих общественных проявлениях. В этом базовом состоянии и минули тридцать лет, стоит ли удивляться результатам.
Журналисты «Европейской правды» взяли интервью у президента Эстонии Керсти Кальюлайд, и та огорошила заявлением, что еще лет двадцать нам не видать Евросоюза, поскольку Украина никак не соответствует его стандартам. Двадцать лет – это, по сути, никогда. Мир, не в пример нашей стране, меняется такими темпами, что вряд ли на месте нынешнего Евросоюза два десятка лет спустя будет то, что подразумевается под ним сейчас, и каковы будут стандарты ЕС в условном 2041 году – бог весть. И не то чтобы мы не знали, что не соответствуем, мы живем в этом несоответствии, но такие оценки со стороны, причем стороны предельно дружественной и заинтересованной, ставят вплотную лицом ко времени, дают остро почувствовать потерянное и теряемое. Самой-то Эстонии понадобилось всего 13 лет после крушения СССР, чтобы стать членом Евросоюза, а нам и тридцати было мало, и еще двадцать надо, да и то не точно.
Украине даже по случаю юбилея говорят не ритуальные комплименты, а суровую европейскую правду-матку, и это, с одной стороны, свидетельствует о том, насколько мы достали. С другой – не дети ведь, тридцать лет, и правда в глаза – знак уважения к собеседнику, от которого ожидают, что он готов к искреннему разговору, больше того – сам в нем заинтересован. Одного факта, что страна держит фронт с Россией, не достаточно, чтобы ей делали специальные скидки и сквозь пальцы смотрели на то, что вытворяет политическая элита и государственная бюрократия. По ряду самых важных – ценностных – параметров мы все еще просто чужие.
Президент Кальюлайд оценила разделяющее нас расстояние в двадцать лет, при условии тяжелой повседневной работы. Не покидает ощущение, что в этом пункте она все-таки сделала ритуальный, юбилейный комплимент, создав ложную иллюзию. Ведь именно будни удаются Украине, как и ее президентам, хуже всего. Когда там следующее шоу?
Леонид Швец, специально для «Слово и дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»