Криклия уволили с должности главы Мининфраструктуры: как министр выполнял обещания

Читати українською
Как выполнял обещания бывший министр инфраструктуры Владислав Криклий, разобралось Слово и дело.
Слово и дело

Владислав Криклий был одним из немногих министров, которые сохранили свою должность и перешли из правительства Алексея Гончарука в правительство Дениса Шмыгаля. Таким образом, во главе Министерства инфраструктуры Криклий проработал более полутора лет. 14 мая стало известно, что министр написал заявление по собственному желанию, впрочем, как сообщали, не без личной просьбы президента. А вчера, 18 мая, Верховная рада отправила его в отставку. «Слово и дело» предлагает посмотреть, как Криклий выполнял обещания.

По нашим данным, у Криклия 214 обещаний: выполнил – 70 (33%), провалил – 35. Еще 109 обещаниям мы присвоим статус после получения ответов на наши запросы и сбора дополнительной информации.

Реформа УЗ и передача портов в концессию: какие обещания не выполнил Криклий

Невыполненные обещания бывшего министра инфраструктуры можно разделить на несколько групп. Первая – передача портов в концессию.

В мае 2020 году Владислав Криклий обещал передать два морских порта в концессию. Но со сроками он прогадал: порт «Херсон» передали в концессионное управление в конце июня, а «Ольвию» – в конце августа.

Также в прошлом году экс-министр обещал провести концессионный конкурс в порту Мариуполя, Бердянска, Одессы и Черноморска. Ни один из конкурсов не состоялся. Обещание обязательно передать Одесский порт в концессию Криклий не успел выполнить: на момент его отставки возможность концессии только рассматривается.

Вторая группа невыполненных обещаний Криклия касается автоматического габаритно-весового контроля и контроля скорости на дорогах. С начала апреля 2020-го Криклий обещал, что на дорогах будет установлено 55 видеокамер, но на конец мая была только половина заявленного количества.

Не выполнил экс-министр обещание о том, что система автоматического контроля нарушений на дорогах полноценно заработает с мая 2020 года. Запуск переносился несколько раз еще до этого обещания, Криклию же помешала пандемия коронавируса – из-за нее запуск системы передвинули на июнь.

До конца прошлого года Криклий собирался установить 250 комплексов автоматической фото- и видеофиксации дорожного движения. Но реальная цифра оказалась очень далека от обещанной – установили только 29. Потом было еще обязательство установить 220 комплексов, и оно тоже не выполнено: на момент отставки министра есть только 92.

В 2020-м также не получилось полноценно запустить автоматический габаритно-весовой контроль на дорогах. Верховная рада не приняла два необходимых для этого законопроекта: «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно отдельных вопросов осуществления габаритно-весового контроля», который совершенствует осуществление габаритно-весового контроля средств с привлечением органов местного самоуправления и исполнительной власти; «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно отдельных вопросов осуществления габаритно-весового контроля».

До конца 2020 года Криклий обещал установить 54 комплекса Weigh-in-Motion – установили 34. А согласно программе действий Кабмина, министр инфраструктуры должен обеспечить габаритно-весовой контроль с помощью не менее 150 автоматических систем. Криклий за время своей каденции установил немного больше 50.

Третья условная группа невыполненных обещаний – дороги и транспорт. Криклий не успел в 2020 году отремонтировать дорогу Чугуев-Меловое и сдать первую бетонную дорогу Днепр-Решетиловка (ее ремонт продолжается и сейчас).

В августе прошлого года Криклий заявил о планах в ближайшее время обновить положения Национальной транспортной стратегии до 2030 года, в частности, относительно использования городского электрического транспорта. В конце года в министерстве сообщили, что вносить изменения в стратегию не планируют. И до отставки министра этого и не сделали, обещание провалено.

Не выполнено обещание из программы Кабмина создать государственный орган для регулирования в сфере транспорта. До конца июня планировалось подать в Раду законопроект о функционировании соответствующего органа и провести обсуждение по концепции создания и запуска. Но Криклий преждевременно ушел в отставку и все это будет происходить уже без него.

По железной дороге у бывшего министра инфраструктуры только два проваленных обещания. В 2020 году не было заказано строительство 100 пассажирских вагонов, средства на них (4 млрд грн) заложили только в госбюджет на этот год.

И Криклий не успел провести реформу «Укрзализныци». Среди приоритетных действий правительства на 2021-й была задача для министерства по проведению структурных реформ в АО «Укрзализныця» и подготовке общества к запуску конкурентного рынка железнодорожных перевозок. Теперь этим будет заниматься другой министр.

Что удалось сделать Криклию на должности министра инфраструктуры

Успехи Владислава Криклия на посту министра инфраструктуры тоже для удобства разделим на несколько групп. Первая это, конечно, строительство и ремонт дорог. Криклий выполнил программное обещание еще времен правительства Гончарука вводить интеллектуальные транспортные системы в сфере дорожного хозяйства и дорожной инфраструктуры. Здесь речь о системах автоматического контроля веса и габаритов транспорта.

Владислав Криклий: «У рынка нет консолидированной позиции по внутреннему водному транспорту, в таких случаях решение должно принимать государство»Министр инфраструктуры Владислав Криклий в интервью Слово и дело рассказал, что мешает принять законопроект о внутреннем водном транспорте и восстановят ли 15 аэропортов за четыре года.

Еще одно выполненное обещание, тоже из программы Кабмина Гончарука, ввести новую систему контроля качества строительства автомобильных дорог, их безопасности и содержания. Для этого Верховная рада приняла закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины по управлению безопасностью автомобильных дорог». Документ вводит аудит безопасности автодорог на стадии их проектирования и после ввода в эксплуатацию, а также проверку безопасности автодорог во время эксплуатации.

Как и обещал Криклий, в прошлом году ремонтировали дороги Н-11 Днепр-Николаев, Н-03 Житомир-Черновцы, Н-23 Кропивницкий-Кривой Рог-Запорожье, М-12 Стрый-Тернополь-Кропивницкий-Знаменка, Н-14 Александровка-Кропивницкий-Николаев, Н-31 Днепр-Царичанка-Кобеляки-Решетиловка.

Экс-министр выполнил обещания о том, что в 2020-м построят более 6 тысяч километров дорог государственного и местного значения – всего получилось 6 тысяч 358 километров. Выполнено обещание восстановить 3,7 тысячи погонных метров мостов, фактически получилось даже больше – 6 тысяч 600 метров.

Далее у Криклия есть несколько реализованных обещаний, которые касаются авиации. Он выполнил обещания ввести новые внутренние и международные авиарейсы, они были еще в программе Кабмина Гончарука.

После катастрофы самолета МАУ в Иране Криклий пообещал провести дополнительные проверки состояния безопасности полетов авиакомпаний. И хотя выяснилось, что причиной авиакатастрофы стало попадание ракеты, обещание все равно выполнено. В январе-марте 2020-го провели 4 внеплановые проверки авиакомпаний.

В июне прошлого года, как и обещал Криклий, закончили реконструкцию взлетной полосы аэропорта в Одессе. А также начали строительство международного аэропорта в Днепре – возводят новый терминал и делают взлетно-посадочную полосу.

Кроме того, экс-министр выполнил обещание обеспечивать подготовку проекта строительства аэропорта в Мукачево. В августе Кабмин принял постановление «О внесении изменений в Государственную целевую программу развития аэропортов на период до 2023 года» – в программу включили этот аэропорт.

Хотя провести реформу «Укрзализныци» Криклий не успел, у него есть выполненные обещания по ж/д. Например, обновить подвижной состав УЗ. За прошлый год обновили 7 131 единицу подвижного состава компании: отремонтировали 6 963 грузовых вагона, купили 28 пассажирских вагонов, модернизировали 126 локомотивов, отремонтировали 13 пассажирских вагонов.

Также Криклий обещал, что Украина не будет покупать локомотивы и вагоны в России. В июле Кабмин принял постановление, которым временно запретил ввоз на таможенную территорию Украины железнодорожных вагонов, предыдущими владельцами которых были предприятия-резиденты РФ.

Выполнено обещание в 2020 году модернизировать инфраструктуру припортовых железнодорожных станций. Ремонтные работы провели на станциях: Октябрьская (Николаев), Береговая (Одесская область), Черноморск-Порт.

Как и обещал экс-министр, после карантина цены на железнодорожные билеты повышать не стали. А также запустили единый электронный билет для железной дороги и метро. Его можно купить на портале SmartTicket, билет будет действовать для проезда в поезде и метро в Киеве.

Серьёзный успех уже бывшего министра – принятие закона «О внутреннем водном транспорте», который не могли принять более десяти лет. Криклий обещал доработать документ ко второму чтению вместе с бизнесом – и доработал. Верховная рада приняла закон в декабре. «Теперь мы сможем возродить наиболее дешевый и экологичный способ доставки грузов – речные перевозки – и создать эффективную речную логистику. Мы учли предложения бизнеса и совместно доработали этот законопроект во время его подготовки ко второму чтению», – заявил Криклий после.

Владислав Криклий на 16+Слово і діло

Напомним, в Офисе президента заявили, что Министерство инфраструктуры допускало просчеты в управлении отраслью, в том числе в сфере железнодорожного транспорта, а также неоднократно попадало в скандалы.

Как депутаты голосовали за отставку Криклия, можно посмотреть на нашей инфографике.

Ранее мы писали, как выполняли обещания уволенные Максим Степанов и Игорь Петрашко.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: