Недавно достоянием общественности стали аудиозаписи, из которых следует, что президент Беларуси Александр Лукашенко якобы хотел устранить своих оппонентов, включая журналиста Павла Шеремета. Записи датированы 2012 годом, а Павел Шеремет был убит в 2016-м, как раз тем способом, который фигурировал в записях. Логика появления этих материалов вызывает множество вопросов.
Владельцем 24-минутной записи, изобличающей президента Беларуси Александра Лукашенко, является бывший сотрудник белорусского спецподразделения МВД «Алмаз» Игорь Макар. Это – элитное формирование, занимающееся антитеррористической деятельностью, обезвреживанием особо опасных преступников и физической охраной высших должностных лиц государства, руководителей МВД, судей, а также членов иностранных делегаций. На тот момент, когда была сделана запись, а это был 2012 год, Игорь Макар являлся лейтенантом этого спецподразделения.
По утверждению Макара, записи также попали к нему в 2012 году. На них, в частности, идет речь о бывшем сотруднике центрального аппарата главного управления по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями МВД Беларуси Вячеславе Дудкине, бывшем начальнике столичного СИЗО № 1 Олеге Алкаеве и бывшем командире 5-й отдельной бригады спецназа полковнике Владимире Бородаче, а также о журналисте Павле Шеремете.
Отметим, что в 2001 году Алкаев выехал из Беларуси и написал книгу о казнях и внесудебных расправах в СИЗО Минска, а потом ее издал Павел Шеремет. Это достаточно важный момент, поясняющий, почему белорусским спецслужбам могло быть выгодно устранение журналиста. Ведь на записях зафиксирован разговор, предположительно, главы Комитета госбезопасности Беларуси Вадима Зайцева, где он обсуждает ликвидацию Шеремета путем подрыва, отмечая, что этого якобы ждет Лукашенко. Именно таким образом Павел и был убит в 2016 году. Правда, убийство произошло в Киеве, а в 2012 году Шеремет еще работал в России.
В интервью СМИ Игорь Макар сообщил, что передал записи сотрудникам американских спецслужб (!), пытаясь спасти своего друга Олега Алкаева. Обнародовать же их полностью бывший спецназовец решился спустя почти 9 лет, поняв, что сейчас в Беларуси развернулась борьба против режима Лукашенко, которую офицер не смог бы вести самостоятельно.
И тут начинаются вопросы. Во-первых, Игорь Макар утверждает, что получил записи от неких «анонимных источников». Однако лейтенант спецподразделения МВД (пусть и элитного) – это далеко не та фигура, которой стоило бы сливать материалы «прослушки» столь высокого должностного лица, как глава КГБ. «Прослушка» руководителя такого ранга могла вестись либо по распоряжению самого Александра Лукашенко, либо подразделениями внутренней безопасности силовых структур Беларуси. Но в любом случае, подобные материалы имеют ограниченный доступ и кто такой лейтенант МВД, в руках которого они вдруг оказываются.
Вызывают вопросы и странные связи Макара с американскими (а может и не только) спецслужбами, которые якобы предотвратили убийство Алкаева. Это обстоятельство наталкивает на мысль, что Игорь Макар являлся агентом неких третьих сил, которые использовали его в своих интересах, передав ему соответствующие записи.
Подлинность этих записей, как и время, когда они оказались в распоряжении Макара, также вызывают вопросы. Лейтенант мог получить их как в 2012 году, так и совсем недавно. Последнее – весьма вероятно, потому что в ином случае непонятно, где лейтенант хранил столь «убойный» материал в течение без малого 9 лет... Записи разговоров главы КГБ, в которых он планирует ликвидацию нескольких человек – это не старая грампластинка, которую можно положить на полку и забыть о ней до поры, до времени. За такой материал в любой момент можно поплатиться собственной жизнью.
И если Игорь Макар – агент «третьих сил» и записи получены совсем недавно, то становится понятным появление в них покойного Павла Шеремета. Это удар не столько по Александру Лукашенко, сколько по Арсену Авакову. Как известно, Нацполиция ведет расследование убийства Шеремета. Предварительные результаты этого расследования, по версии полиции, указывают на причастность к преступлению детского кардиохирурга и волонтера Юлии Кузьменко, рок-музыканта и бойца ССО Андрея Антоненко и военного медика Яны Дугарь. Эти выводы в свое время были активно распиарены Арсеном Аваковым. И если предположить, что Павел Шеремет в 2016 году прямо в центре Киева был ликвидирован белорусскими (или российскими) спецслужбами, то к силовой вертикали Украины сразу возникает множество вопросов.
Например, к ведомству Арсена Авакова, которое потратило уйму времени, отрабатывая ложные версии убийства.
Или к украинским спецслужбам, не сумевшим предотвратить резонансное убийство.
Требования отправить в отставку «вечного главу МВД» Арсена Авакова и связанный с этим новый политический кризис – один из возможных результатов этой игры. Кому из соперников Украины выгодна такая дестабилизация в силовых структурах нашей страны, читатель может догадаться сам.
Денис Попович, специально для «Слово и дело».
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»