Мертвая кровь. Колонка Леонида Швеца

Читати українською
Леонид Швецполитический обозреватель

Живое обсуждение нового явления народу Леонида Макаровича Кравчука и Святослава Михайловича Пискуна ярко свидетельствует: мысль о том, что существует все-таки некая разумная линия отсечения старого, не чужда в том числе и тем, кто крепко держится за своих не очень свежих вождей, а не только сторонникам Зеленского, наивно ожидавшим от него тотального обновления управленческого класса.

Ничего такого уж страшного в возвращении в политический оборот бывших президента и генпрокурора нет, с учетом реальной власти, которой они обладают на обретенных позициях. Кравчук во главе украинской делегации в Трехсторонней контактной группе – вовсе не вольный игрок, свободный в своих инициативах, а советы Пискуна ничуть не обязательны к исполнению. То есть прямого ущерба, если бы они даже захотели или в силу глубокого маразма, нанести эти ветераны неприглядной украинской политики не смогут. Но все-таки не покидает неприятное послевкусие от этих назначений. Ну, какого черта, неужели нельзя было обойтись?

Несколько раз в новейшей истории страны возникала иллюзия, что произошел качественный перелом, и теперь-то жизнь пойдет по-другому, новые люди понесут новые смыслы и построят новую Украину, отряхнув со своих ног прах старой. Но 2005 год быстро показал, что называть произошедшее в 2004-м революцией не надо бы, а в 2006-м, когда во главу правительства вернулся Янукович, иллюзии исчезли даже у самых добрых и наивных.

Кравчук возглавил украинскую делегацию в ТКГ: реакция соцсетейЛеонид Кравчук возглавил украинскую делегацию в контактной группе, которая ведет переговоры по Донбассу в Минске. Собрали, что думают в соцсетях.

Казалось, работа над ошибками, которая далась тяжело и дорого, в 2014 году привела к качественному перелому. Еще и российская агрессия словно подвела черту под прошлым. Тут бы и наступить времени новых людей, более тертых и решительных, чем десять лет назад, тем более что появилось их вроде немало. Под эти ожидания легко прошла поверхностная декоммунизация. Но на практике никуда не делось могущественное влияние на государственное управление ведущих «больших кошельков», хотя среди них произошла некоторая пертурбация, а Виктор Медведчук просто триумфально вернулся в высший эшелон – не вопреки, а именно благодаря войне. Люстрация умерла еще до зачатия. Новые либо просто разбрелись, оказавшись в политике случайными пассажирами, либо расселись по веткам рядом со старыми, став на соответствующее довольствие. Даже война не смогла поднять сокрушительную волну обновления.

Ничто так наглядно не свидетельствовало об отсутствии качественного сдвига, как зримый символ его отсутствия – ставший во главе государственного управления Петр Порошенко, мастер политического приспособленчества и виртуозный игрок по правилам непобедимой системы, к построению которой он имел самое непосредственное отношение буквально на каждом этапе с конца 90-х, пока не достиг вершины. Одно то, что ему удалось убедить немалое количество граждан в своей исключительной прогрессивности, говорит о действительно недюжинном таланте манипулятора. От поражения на выборах талант не уберег, а, пожалуй, даже и поспособствовал: слишком уж был ярок.

Владимир Зеленский, придя в большую политику вообще со стороны, в этом качестве и устраивал большинство граждан: уж он-то не «из этих», и кому, как не ему, очистить власть от глубоко въевшихся окаменевших наростов, подтянуть людей со свежими мозгами и неиспорченными душами. Стадион, так стадион. Обновление, так обновление. Но президент-обновитель, стартовавший с внезапного роспуска Рады, затем резко сбавил обороты, споткнулся об Авакова, а нынче и вовсе взял моду подтаскивать поближе и набираться государственной мудрости у списанных в утиль деятелей.

Не то, чтобы у них нечему поучиться, но общественного заказа на качественное обновление политики никто не отменял. Не обнаруживая признаков обновления, зато наблюдая появление одного за другим персон из прошлого, за которыми стелется душный репутационный след, украинцы, вот странно, все больше отказывают Зеленскому в доверии. На самом деле стоило ли город городить и менять сцену на президентское кресло, чтобы оставить все как есть или, того хуже, реанимировать политические трупы, закопанные, казалось, еще в прошлой, довоенной жизни. Если только все это не часть замысла по съемкам зомби-апокалипсиса в декорациях реалити-шоу.

Леонид Швец, специально для «Слово и дело»

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: