Сотрудничество Украины с МВФ в последние 5 лет напоминает движение по кругу - новые кредиты заменяют старые, зато долгожданных реформ и стремительного экономического развития не происходит.
В ближайшие недели в правительстве, Нацбанке и в Офисе президента анонсировали продолжение сотрудничества с Международным валютным фондом - пока что ожидается новая порция кредита в размере около 2-х миллиардов долларов. Всего к концу текущего года Украина рассчитывает получить около 5 миллиардов долларов займов.
Согласование новой кредитной программы с МВФ гарантирует Украине поступления и от других кредиторов и доноров, в частности от ЕС и Всемирного банка. Однако, как следует из повестки дня распределения будущих средств от Фонда - кредитные средства пойдут на обеспечение макрофинансовой стабильности и покрытие необходимых расходов бюджета. Тогда как кредитные средства должны, прежде всего, рассматриваться правительством и вообще правящими кругами как возможность вложить деньги в развитие или реформирования тех сфер, которые в дальнейшем помогут Украине становиться более успешной. А значит - не нуждаться в кредитной поддержке.
Понимают ли данную ситуацию в руководстве МВФ? Как предполагают в дальнейшем влиять на действия власти? И самое главное - за счет чего и когда Украина рассчитается по кредитным программам?
Получать или не получать?
Украина начала сотрудничество с Международным валютным фондом в далеком 1992 году. С тех пор, по подсчетам экспертов, получила от Фонда около 32 миллиардов долларов кредитов. Украина могла получить и больше займов - однако сотрудничество с МВФ несколько раз прекращалось, а иногда кредиторы не спешили выделять средства, учитывая смену политических элит, или кризисные ситуации, в которые наше государство перманентно попадало едва ли не каждые 5-10 лет с момента объявления независимости.
Нынешняя ситуация напоминает события 2008-го года. Именно тогда Украина получила рекордную сумму кредита в 16,4 миллиарда долларов. При этом, почти треть средств были сразу переведены для пополнения резервов Нацбанка, а две трети транша в течение 2-х последующих лет поступили на текущие нужды непосредственно в бюджет государства.
МВФ лишь в кризисные времена может кредитовать государства для покрытия нужд бюджета. В большинстве случаев, Фонд предоставляет займы для выполнения так называемых «структурных реформ», которые предусматривают коренные изменения в экономике данного государства, которые помогут не только преодолеть кризис, но запустят стремительный рост.
Впрочем, успешных кейсов среди стран-участниц кредитных программ МВФ было немного. Один из них - опыт Турции. Эта страна начала активное сотрудничество с Фондом в 1970-х годах и уже в течение 15 последующих лет смогла эффективно использовать кредиты не только на погашение долгов и покрытие дефицита платежного баланса, но и инвестировала часть средств в национальные инфраструктурные проекты, что, в свою очередь, улучшило экономическую привлекательность отдельных территорий этого государства. Турция полностью погасила свою задолженность перед МВФ, хотя долгое время была в списке стран, которые больше всего задолжали Фонду.
Нынешний экономический кризис, который надвигается на Украину и еще и усугубляется негативным влиянием от карантина, совпадает по времени с крупнейшими выплатами долгов по кредитам предыдущих лет. В Нацбанке отмечают, что совокупно в 2020-2024 годах Украине вместе с процентами придется выплатить около 24 миллиардов долларов.
Именно поэтому, и это хорошо понимают и украинская власть, и руководство МВФ, очередных займов Украине не избежать. Правда, в Фонде все еще надеются на выполнение Украиной ряда условий, которые позволят реформировать экономику и социальный сектор. Зато украинская власть в любые периоды - хотя формально не уходила от обязанностей введения реформ, однако в реальной жизни в большинстве сфер внедренные изменения пока не дали ощутимого эффекта
Власть не колеблется
После перезагрузки власти в 2019 году, сотрудничество с МВФ не прекратилось. Однако для получения новой программы кредитования Украина должна была продемонстрировать устойчивость институтов власти и принятие ряда условий, которые обещали ввести предшественники команды Владимира Зеленского.
Достичь поставленных целей удалось только весной текущего года. Кроме сопротивления некоторых политических элит и заинтересованных групп влияния в вопросе рынка земли и банковском секторе, существенно на скорость выполнения требований МВФ повлияли еще два важных фактора. Первый - смена правительства Алексея Гончарука, второй - эпидемия коронавируса.
Президент Владимир Зеленский подтвердил достигнутые договоренности с МВФ о подписании следующей программы сотрудничества - она продлится 18 месяцев и в общем счете Украина должна получить 5 миллиардов долларов. Деньги будут распределены на два основных направления - поддержка платежного баланса и потребности бюджета.
Действующий премьер-министр Денис Шмыгаль надеется, что деньги от МВФ помогут украинской экономике в кризисный момент. Наибольший риск, по мнению главы правительства, обеспечить в непростых условиях постепенный рост экономики и не допустить инфляционных рисков.
Народные депутаты от «Слуги народа» в большинстве случаев не видят альтернатив сотрудничеству с МВФ. Впрочем рассчитывают, что уже через 3-4 года от займов Фонда удастся отказаться - в частности, такое мнение выразил председатель парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, народный депутат от пропрезидентской фракции Даниил Гетманцев.
Очевидно, что новый транш никак не повлияет на возможности реформирования в экономической и социальной сферах. Ведь прежде всего речь идет о возможности удержаться на плаву и уберечь отечественную экономику от еще большей пропасти. В это же время в МВФ рассчитывают, что дальнейшее кредитование позволит нашему государству своевременно рассчитываться по предыдущим обязательствам.
Стресс-тест на новые условия
Тем не менее, пролонгация с предоставлением кредита МВФ по новой программе поддержки украинской экономики может быть связана с рядом новых условий, которые Фонд ставит перед действующей властью. Таким образом западные кредиторы пытаются определить дополнительные направления в дальнейшей работе с украинской властью.
Речь идет о внесении изменений в устав НАК «Нафтогаз Украины» относительно полномочий наблюдательного совета. В Фонде также отметили о необходимости объединения юридических лиц ГФС и Таможенной службы на территориальном уровне. А еще - требование изменить процедуру конкурсного отбора членов Высшего совета правосудия. В банковском секторе - ужесточить процедуру урегулирования и ликвидации задолженности связанных лиц. В Фонде также настаивают на своевременном проведении эффективного аудита расходов государственных средств на борьбу с пандемией коронавируса.
И если первый транш власти ожидают уже в начале июня текущего года, для получения следующей части займа - придется выполнить все вышеуказанные дополнительные условия. Ситуация с их выполнение может осложниться не только экономическими вызовами, но новыми рисками пандемии, а также - активной избирательной кампанией на местных выборах. Вполне вероятно, что уже в конце осени 2020 года Украину может ожидать очередная смена состава правительства. Таким образом, вероятность получения следующего транша кредита может снова отложиться на неопределенный срок.
Пока у действующей власти есть 18 месяцев кредита доверия от МВФ. И как она ею воспользуется - станет ясно в следующие полгода.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»