Потерянный контакт: что изменили три года без российских соцсетей

Читати українською
Богдан Машайжурналист

15 мая 2017 года в Украине беспрецедентно ограничили свободу национального интернет-пространства. Пятый президент Петр Порошенко ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны о введении на 3 года санкций против российских физических и юридических лиц, в том числе российских технологических компаний MailRu Group (социальные сети «ВКонтакте», «Одноклассники») и Yandex (разработчик «Яндекс.Навигатор», «Яндекс.Такси», «1С» и др.).

Блокировку доступа к виртуальным сервисам государства-агрессора на территории Украины Порошенко объяснил необходимостью «влияния на оппонентов и контрпропаганды» в условиях гибридной войны. Через 3 года можно констатировать, что с первой задачей Киев, скорее, справился, вторую – ожидаемо провалил.

В апреле 2017 года сайты Mail.ru, VK.com, OK.ru и Yandex.ru входили в ТОП-10 самых посещаемых страниц UA-нета среди пользователей в возрасте от 14 до 70 лет. В марте 2020-го ни один из ресурсов не попал даже в ТОП-25 аналогичного рейтинга. Больше всего от искусственного падения конкурентов выиграл Facebook, который за считанные месяцы стал самой популярной социальной сетью Украины.

Нужно ли продление санкций против российских соцсетей во время пандемии?Россия продолжает использовать информационные ресурсы во время эпидемии для дезинформации, поэтому решение СНБО о продлении санкций актуально.

Принудительное свертывание работы украинских подразделений существенно не сказалось на финансовых показателях MailRu Group и Yandex. По оценкам представителей компании, в 2017 году доля выручки от операционной деятельности на украинском направлении не превышала 3% общих доходов. Впрочем, кто знает, как мог измениться этот показатель в будущем, если бы Россия не аннексировала Крым, а «ВКонтакте» и «Одноклассники» продолжали наращивать охват украинской аудитории, в то время как «Яндекс.Такси» перевозил все больше пассажиров в Киеве, Одессе или Львове? Санкции СНБО даже теоретически не могли потопить крупнейшие технологические «корабли» противника. Однако введенные ограничения нанесли им финансовые «пробоины» на десятки миллионов долларов недополученных доходов и потерянных инвестиций. Хотя вряд ли этот факт огорчил кого-то в Москве, ведь получение прибыли – только одна из задач крупных российских IT-компаний в Украине.

Еще в 2012 году Владимир Путин писал, что «мобильные телефоны и интернет, вместе с телевидением, превратились в инструменты внутренней и внешней политики». Прошло несколько лет, и российский президент через приближенных лиц прибрал эти инструменты в свои руки. Технологический бизнес в РФ имеет давнюю и безуспешную историю противостояния с Кремлем. Лучше всего ее характеризует эпизод из декабря 2014 года, когда основатель «ВКонтакте» Павел Дуров получил письмо от ФСБ с требованием предоставить информацию об администраторах связанных с Евромайданом групп. Дуров публично отказал спецслужбе и уже через 4 месяца эмигрировал из России, заявив, что компания под давлением силовиков перешла в руки приближенных к Владимиру Путину олигарха Алишера Усманова и главы «Роснефти» Игоря Сечина.

Тот же Усманов в 2008 году по поручению Кремля пытался приобрести крупный пакет акций Yandex. Блицкриг не удался, впрочем, в следующем году держателем «золотой акции» крупнейшей национальной технологической компании РФ стал государственный «Сбербанк».

10 апреля 2020 года глава Службы безопасности Украины Иван Баканов внес на рассмотрение СНБО предложение продолжить блокирование доступа к «ВКонтакте» и «Одноклассники» еще на 3 года («бан» Yandex действует до 2022 года). 13 мая секретарь СНБО Алексей Данилов сообщил, что соответствующее решение принято и ожидает подписи президента. И, как показала практика, одной только блокировки на уровне государства недостаточно для противостояния распространению враждебной пропаганды и дезинформации.

Потеряв собственные большие виртуальные площадки в Украине, Россия быстро переориентировалась на чужие, создав в Facebook и на других западных ресурсах армии троллей для дискредитации всего украинского и продвижения собственных геополитических идей. Надежно обезопасить пользователей интернета от «дезы» и манипуляций может только высокий уровень образования и критическое мышление. Несмотря на многочисленные попытки, других способов пока не изобрели ни в Украине, ни во всем демократическом мире.

Богдан Машай, специально для «Слово и дело»

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ

и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»
Поделиться: