Верховная рада в ночь на 31 марта приняла закон о рынке земли. Теперь у политиков, которые годами обещали создать рынок или продлить мораторий на продажу земли, будет минус одно «вечное» обещание. «Слово и дело» сегодня предлагает посмотреть, кто из народных депутатов провалил свои обязательства, связанные с земельной реформой.
Тимошенко обещала противодействовать принятию закона силовыми методами
В своей программе партия «Батькивщина» обещала продлить мораторий на продажу земли. Несмотря на то, что члены фракции не голосовали за закон о рынке земли, он все равно принят. Теперь отдельные депутаты от «Батькивщины» внесли в парламент постановление об отмене голосования, но вряд ли они наберут голоса. Обещание – не выполнено.
Юлия Тимошенко еще обещала применять силовые методы для противодействия принятию земельной реформы. «Мы, просто, в рукопашном бою в Верховной раде будем бороться за то, чтобы этот закон не прошел», – заверяла она. Однако, когда дошло до голосования, фракция даже не стала блокировать трибуну. Все ограничилось мирным заявлением Тимошенко о том, что закон будет обжалован в КСУ.
«Оппозиционная платформа – За жизнь» тоже провалила программное обещание – обеспечить открытие рынка земли только по результатам общенационального референдума. Хотя фракция за закон о земле не голосовала, он принят и обещание соответственно не выполнено. Отметим, партия намерена обращаться в Конституционный суд Украины для обжалования закона, если суд закон отменит, статус обещания может измениться.
Нардеп от «Батькивщины» Вадим Ивченко заверял, что прекратит нелегальный оборот земли путем внесения изменений в действующее законодательство: «Мы изменим законодательство, у нас есть понимание, как это сделать, чтобы в Украине не было нелегального оборота земли. Потому что люди пишут расписки, отказ от земли и так далее, но те владельцы, на которых пишется отказ, или арендаторы, те предприниматели, которые покупают, не могут оформить землю, поскольку она под мораторием. Мы изменим всю эту систему». Принятый закон о рынке земли как раз и предполагает ее легальный оборот. Однако Ивченко, как и все члены его фракции, закон не поддержал и провалил обещание.
Сохранить мораторий на продажу земли обещали Виктор Бондарь и Александр Лукашев. И хотя они оба закон не поддержали, он принят, а значит, они свои обязательства выполнить не смогли. Николай Тищенко обещал отстаивать запрет продажи приобретенной земли на 7 лет. «Слуга народа» внес ряд поправок ко второму чтению законопроекта, однако среди них не было обещанной нормы. В итоге в финальной редакции закона такого запрета нет, но Тищенко все равно инициативу поддержал и не выполнил обещание.
Двое «слуг народа» изменили свое мнение насчет закона о рынке земли
Ольга Василевская-Смаглюк 18 марта заявила, что не будет голосовать за предложенную модель рынка, и назвала конкретные причины этого: «Я вообще не сторонник той модели рынка земли, которую разработали в комитете и не учли ни одной поправки, которая бы создавала и банк земли и провела бы полный аудит земель и так далее. Вообще я не готова голосовать за ту модель, которую выбрали. Не соответствует интересам мелких фермеров, не удовлетворяет интересы людей, а создана эта модель в угоду крупных корпораций».
Но на голосовании народный депутат нажала кнопку «за». «Почти все мои правки были учтены. Рынок откладывается на год для проведения полного аудита земель и ревизии спорных актов. Землю будут продавать только физическим лицам до конца переходного периода – до 2024 года. По 100 га в одни руки. Помню, как я несколько месяцев назад сбивала на фракции количество гектаров с 200 тысяч до 10 тысяч. И успешно, но с большим боем. Речь не о требованиях МВФ, а о том, что рынок земли нужен. Это цивилизованный подход», – написала она в своем Facebook. При этом не все принципы, которые были важны для депутата, были учтены. Речь идет, в частности, о создании земельного банка.
Максим Бужанский в сентябре обещал поддержать закон и, действительно, голосовал за него в первом чтении. Но потом его мнение изменилось: 11 марта он сказал, что за закон голосовать не будет и при принятии решения отсутствовал. «За 7 месяцев, ни один мой законопроект так и не был внесен в зал. Хотя все они в точности отвечают тому, что мы обещали на выборах, можете проверить. Но если я не проголосую за два закона, о земле, которая, как оказалось, нужна просто как залог в ломбарде МВФ, и о банках, который позволяет без права обжалования в судах забирать чужой бизнес, виноват в дефолте почему-то окажусь я. А не все те, кто вносил законопроекты все эти 7 месяцев и воплощал их, как мог. Ну ок, значит так тому и быть. Я за это голосовать не буду», – написал он в Facebook за несколько дней до голосования. Обещание – провалено.
Синютка обещал, что «Евросолидарность» не поддержит закон
Депутат от «Европейской солидарности» Олег Синютка в феврале говорил, что фракция не поддержит введение рынка земли: «Законопроект не о владельце земли – украинцах, этот законопроект о создании в Украине новых олигархов, которые будут наживаться на обкрадывании людей и «разбазаривании» государственной собственности». Тем не менее, практически вся фракция, включая Синютку, голосовала «за».
Ирина Геращенко, в свою очередь, обещала, что «Европейская солидарность» не поддержит этот законопроект без кадастра земли. Закон в итоге не предусматривает создание кадастра земли, но голоса и фракция, и Геращенко дали.
Член группы «Довіра» Валерий Давыденко обещал подать альтернативный законопроект о земельной реформе, в котором землю смогут покупать только физические лица с украинским гражданством. Однако нардеп не подал такого законопроекта и проголосовал за предложенный. Обещание – не выполнено.
Николай Галушко в предвыборной программе обещал принять закон «О земле», где будет предусмотрена ее продажа через земельный банк. В принятом законе о рынке земли нет речи о банке, но Галушко его поддержал.
Евгений Шевченко провалил обещание лоббировать концепцию раздельной продажи земли. Он подал соответствующую правку, однако не настаивал на ее рассмотрении.
Напомним, посмотреть, как фракции и группы голосовали за закон о рынке земли, можно на нашей инфографике.
Ранее мы писали о том, что предусматривает принятый закон.
Кроме того, «Слово и дело» узнало у эксперта, было ли нарушение процедуры рассмотрения и голосования за закон.
Александра Худякова, специально для «Слово и дело»
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»