Аваков анонсировал более жесткие ограничения: нужно ли чрезвычайное положение

Читати українською
Александр Москалюкэксперт по конституционному праву

Анонсированные министром внутренних дел Арсеном Аваковым более жесткие ограничительные меры по борьбе с коронавирусом нужно «подкрепить» введением чрезвычайного положения в Украине, к тому же, полномочия МВД надо сбалансировать более активным привлечением СБУ. Такое мнение высказал «Слово и Дело» эксперт по конституционному праву Александр Москалюк.

«Надо менять стратегию борьбы с коронавирусом. В частности, надо менять компетенцию Службы безопасности Украины, чтобы она могла реагировать так, как сейчас это происходит например, в Израиле, где контакты каждого больного коронавирусом отслеживают, используя методы Моссада. К тому же Моссад занимался тем, чтобы в Израиль секретно доставляли тесты на коронавирус. СБУ также может выполнять определенную прогностичную функцию, кроме реагирования», – убежден юрист.

По его словам, СБУ могла бы выявлять цепи контактов больного, чтобы изолировать тех, кто потенциально может быть поражен вирусом. Такую тактику избрали сначала в Южной Корее, а теперь используют в Израиле.

Чрезвычайная ситуация или положение: в чем отличие и какой режим нужен УкраинеЧто такое режим чрезвычайной ситуации, в чем разница с режимом чрезвычайного положения, какие обязательства возлагаются на граждан и какой особый правовой режим подходит Украине?

«К тому же нельзя, чтобы вся полнота власти концентрировалась исключительно в пределах одного силового органа, надо чтобы была определенная система сдержек и противовесов. Поэтому я считаю, что в этой ситуации полномочия должны распределяться между МВД и СБУ», – подчеркнул Москалюк.

По его мнению, все дальнейшие более жесткие ограничительные меры связаны с тем, что надо вводить чрезвычайное положение.

«Чтобы ограничить свободу передвижения для всех, а не для отдельных лиц, надо вводить чрезвычайное положение. А это уже процедура: должно быть решение СНБО, затем – указ президента Украины, который утверждается парламентом», – пояснил юрист.

Также только в условиях ЧП можно мобилизовать ресурсы предприятий, включая частные, для перепрофилирования под изготовление медицинских препаратов и оборудования.

«Это так же подпадает под режим ЧП. Теоретически такие же меры предусмотрены другим законодательством, в частности, касающимся эпидемиологической безопасности населения. Но в этом случае также нужны соответствующие решения власти. Для меня, как для конституционалиста, важно, чтобы все принимаемые властями меры в первую очередь отвечали нормам Основного закона», – пояснил Москалюк.

По его словам, для того, чтобы иметь возможность ограничивать права и свободы граждан, Конституция предполагает только введение ЧП.

Ранее «Слово и Дело» писало, в каких городах Украины ввели ограничения на проезд.

Также мы писали, что службы доставки продуктов и промтоваров в период карантина не справляются со спросом.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ

и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»
Поделиться: