Атмосфера напряжения все сильнее ощущается во всем мире. Украина с кучей собственных проблем оказалась в эпицентре противостояния сильных игроков и хаосе последствий невыполненных «домашних заданий» со своими ближайшими соседями.
Ожидания новой серии масштабного экономического финансового кризиса, приближение полномасштабной войны на Ближнем Востоке, усиление влияния Китая, дальнейшее неравномерное распределение капиталов и богатств, страшные последствия экологических катастроф – все эти факторы будут влиять на внешнюю политику не только Украины, но и всех стран мира.
Для Украины 2020 год во внешней политике может стать периодом новых вызовов. К сожалению, наше государство подходит к этому периоду в достаточно слабом геополитическом статусе. Это касается как отношений с ближайшими соседями, так и ЕС, США и особенно – с Россией.
Геополитическое падение Европы
Уже в конце этой недели федеральный канцлер Германии посетит Москву по приглашению президента РФ Владимира Путина. Лидеры двух государств должны обсудить не только вопросы двусторонних отношений, но и обострение событий на Ближнем Востоке – прежде всего ситуацию в Иране и Ираке. К тому же, стороны планируют обсудить Минские соглашения и договоренности, достигнутые на саммите в Нормандском формате в декабре прошлого года в Париже.
Германия сейчас находится в непростой ситуации относительно своей позиции реализации проекта «Северный поток-2». С одной стороны, он может быть выгоден в экономическом плане для ФРГ, с другой – существенно ослабляет геополитические позиции Германии. К тому же, накануне саммита в Париже у провластной коалиции «ХДС/ХСС» и партии социал-демократов впервые с 2017 года прозвучали противоречия. Именно на это коалиционное большинство опирается Ангела Меркель, и в случае его распада страну, вероятно, ожидают досрочные выборы, на которых большую поддержку может получить пророссийская по своим настроениям ультранационалистическая партия «Альтернатива для Германии». Поэтому в сегодняшней ситуации ФРГ – едва ли не единственный мощный союзник Украины в переговорах по Донбассу – находится в ситуации непростого геополитического выбора.
Похоже, другие мощные игроки – Франция и Италия – окончательно определились со своими позициями относительно «украинского вопроса». В Европе достаточно много откровенных сторонников политики Кремля и тех, которые враждебно относятся к интересам Украины в борьбе за свои территории на Донбассе и в Крыму. Условными союзниками можно считать Польшу и страны Балтии. К слову, именно Польша сейчас является наиболее последовательным критиком имперской политики Москвы. Последний скандал вокруг исторического контекста событий начала Второй мировой войны вызвал шквал негативной критики в сторону Кремля со стороны официальной Польши. Однако не следует забывать и о критических заявлениях польских политиков относительно украинской стороны – особенно в тех случаях, когда речь идет об исторических событиях 1943 года, роли «ОУН-УПА».
Еще один влиятельный игрок на европейском континенте – Великобритания – также надолго оказалась среди геополитических аутсайдеров именно из-за внутренней ситуации, вызванной процессом выхода из состава ЕС.
Год Трампа
В конце этого года в США должны состояться президентские выборы. Планы «Демократической партии» объявить до тех пор импичмент президенту Дональду Трампу, скорее всего, уже потерпели фиаско. А учитывая фактор кризиса на Ближнем Востоке и высокую вероятность новой войны США с Ираном и Ираком, в которую могут быть вовлечены едва ли не все влиятельные государства в этом регионе – Израиль, Саудовская Аравия и ОАЭ, внутренний политический кризис в самих Соединенных Штатах Америки может отойти на второй план.
«Республиканец» Трамп использовал старый американский триггер – страх террористической угрозы со стороны исламских государств. По подобному сценарию (однако при более драматических событиях с нападением на башни-близнецы в Нью-Йорке в 2001 году) действовал его предшественник на посту и однопартиец Джордж Буш-младший. Война в Ираке и наказание виновных в теракте стало лейтмотивом не только первого, но и второго президентского срока Буша-младшего. Поэтому вполне вероятно, что нынешняя эскалация с Ираном может быть одновременно и частью предвыборных маневров избирательного штаба Дональда Трампа. По крайней мере именно республиканцы попытаются использовать данную ситуацию в свою пользу и улучшить шансы на переизбрание их кандидата на предстоящих президентских выборах.
В худшем случае повторное президентство Дональда Трапма ничего хорошего для Украины не несет. Ведь надеяться на перезапуск отношений между Украиной и США после скандального шлейфа с телефонным разговором между Трампом и Владимиром Зеленским после избрания его главой государства пока не приходится. Слишком высокие риски для Дональда Трампа, по крайней мере, до окончания предвыборной кампании в США.
Поэтому несмотря на финансовую поддержку украинского оборонного сектора со стороны Конгресса и поддержки Сенатом абсолютным большинством голосов санкций против «Северного потока-2», надеяться на еще какие-то геополитические бонусы для нашего государства не стоит.
Давление России и постсоветские «тиски»
А вот Россия, похоже, только набирает обороты. Несмотря на санкции, осуждение мировым сообществом аннексии Крыма и сбитого «Боинга» рейса MH-17, Кремль постепенно возвращает себе имидж «конструктивного переговорщика» вместо «геополитического изгоя».
Возвращение российской делегации в ПАСЕ, успехи в переговорах по «Северному потоку-2», возобновление транзита газа через Украину и доминирующая роль Кремля в переговорах в Нормандском формате – все эти события медленно, но уверенно возвращают геополитическое влияние России в мире. Ненаказанные преступления могут только раззадорить имперские аппетиты Кремля.
Подобная тенденция заметна и по ситуации с Белоруссией. Именно в декабре 2019-го усилились тенденции по так называемой «углубленной интеграции» Беларуси в состав России. Этот процесс оказывает существенный внутренний резонанс, инициаторами которого является оппозиционные силы самой Беларуси. Впрочем, более вероятно, что именно президент страны Александр Лукашенко не уверен в действенности подобного сценария, но на него мощно давит Кремль, используя прежде всего экономические рычаги.
Не менее интересной в течение 2020 года может быть и ситуация в Грузии. Сейчас там продолжается затяжной политический кризис, связанный с борьбой двух политических лагерей – оппозиции и правящей партии «Грузинская мечта» во главе с экс-премьером, пророссийским политиком Бидзиной Иванишвили. Кремль будет пытаться всеми способами сохранить действующий политический режим, тогда как оппозиция, поддерживаемая прежде всего США, попытается переломить ситуацию в свою пользу.
Так или иначе, Украина все чаще оказывается в эпицентре геополитической петли России. Следующие несколько месяцев в Кремле ожидается широкомасштабная пропагандистская кампания, целью которой будет вовлечь как можно более широкое представительство лидеров и мировых, и постсоветских стран в честь 75-летия победы в так называемой «Великой отечественной войне». Действующий президент Украины и вся его команда попадет в ситуацию внутриполитических «растяжек» и геополитического выбора. Россия снова создает фундамент для доминирования в повестке дня, затягивая под свое влияние прежде всего страны бывшего постсоветского пространства.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»