Вице-премьер-министр Украины по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Дмитрий Кулеба предложил два международных формата по деоккупации Крыма. По его мнению, на первых порах дискуссия на эту тему может быть развернута и без участия РФ, которая захватила украинский полуостров. К большому сожалению, любые мирные предложения, связанные с Крымом, в настоящее время оторваны от реальности. Деоккупация Крыма возможна лишь военным путем, риски которого очевидны.
Форматы деоккупации Крыма Кулеба перечислил в интервью агентству «Интерфакс-Украина». «Сейчас есть только два формата. Первый формат – это международные организации, когда ООН принимает резолюции, ЮНЕСКО тоже принимает резолюции и осуществляет дистанционное изучение ситуации в Крыму, Миссия ООН в Украине делает дистанционный мониторинг, Совет Европы тоже принимает какие-то решения и пытается пробиться в Крым с визитом, Европейский Союз сохраняет санкции. Второй формат – двусторонний, когда условный Лавров куда-то приезжает и ему на переговорах заявляют, что никогда не признают незаконной оккупации Крыма. А мы считаем, что нужен какой-то креативный формат, где, подобно Нормандскому, происходил бы разговор о Крыме», – сказал Кулеба.
Вице-премьер признал, что Россия поначалу будет противиться таким инициативам, однако общение можно начинать и без РФ, как только будет понятно, какой формат использовать. В целом же господин Кулеба выразил уверенность, что деоккупация Крыма рано или поздно произойдет, и Украина должна быть готова забрать полуостров назад.
Заявления Кулебы свидетельствуют о том, что новая власть не имеет ни малейшего представления о том, каким образом возвращать Крым. Собственно, этим же незнанием «страдала» и предыдущая власть. На самом деле, если возвращение Донбасса имеет хоть какой-то мирный сценарий, воплощенный в тех же Минских соглашениях, то деоккупация Крыма вообще не имеет мирного решения, поскольку Россия, которая аннексировала полуостров в 2014 году, вообще не желает его возвращать.
Во-первых, об этом нежелании говорит постепенное усиление российской военной группировки в Крыму. Это признается и на международном уровне. Так, в начале декабря 2019 года Генассамблея ООН приняла резолюцию о милитаризации Крыма. Ранее, на брифинге в ООН, заместитель министра иностранных дел Украины Егор Божок, заявил, что по состоянию на осень 2019 года численность российских военнослужащих в Крыму составляет 31,5 тыс человек. Эта группировка имеет 40 танков, 583 единиц бронированной техники, 162 единиц тяжелых артиллерийских установок, 122 боевых самолета, 62 вертолета, 12 систем залпового огня, 34 военных корабля и семь подводных лодок.
Во-вторых, российские политики считают Крым «своим». Причем это касается не только представителей действующей власти во главе с президентом РФ Владимиром Путиным, которые просто не желают обсуждать вопрос принадлежности Крыма. Даже признанные российские либералы, вроде Григория Явлинского либо Ксении Собчак, избегают говорить о немедленном возвращении полуострова. И Явлинский, и Собчак признают, что Крым был незаконно аннексирован, но первый предлагает провести новый «справедливый» референдум о принадлежности полуострова, а вторая прямо заявляет, что возвращение Крыма сейчас невозможно и призывает искать «какой-то позитивный выход».
В такой ситуации эффективность каких-либо «креативных форматов» деоккупации Крыма как с участием России, так и без него, стремится к нулю. Остается лишь военный путь, при реализации которого Украина скорее всего должна будет рассчитывать на собственные силы. Вряд ли международные партнеры нашей страны окажут нам сколько-нибудь существенную военную поддержку, хотя бы потому, что они этого не делали до сих пор.
Способность украинской армии отвоевать Крым на сегодняшний день нельзя рассматривать всерьез. Во-первых, возможности только крымской группировки армии РФ избыточны для возможностей ВСУ прежде всего в военно-морском отношении (о ресурсах всей российской армии речь даже не идет). Во-вторых, армия Украины скована боевыми действиями на Донбассе, а попытку освобождения Крыма в Москве неизбежно сочтут вторжением на «свою» территорию. Ответные действия РФ могут иметь тяжелые последствия для Украины, как для государства.
Однако нельзя сказать, что военный вариант деоккупации Крыма, в принципе, неосуществим. Правда, для этого Киеву нужно дождаться ситуации, когда Москва просто не сможет отдать приказ применить военную силу. Это возможно только в том случае, если в РФ начнется большая революция и существующая вертикаль власти разрушится. Но вероятность начала такой революции, а также все ее возможные сценарии – это тема для совершенно другого разговора.
Денис Попович, специально для «Слово и Дело».
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ
и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»