В то время как все внимание мира приковано к встрече лидеров «нормандской четверки», где обсуждается дальнейшая судьба конфликта на востоке Украины, на постсоветском пространстве происходят и другие, не менее интересные процессы.
Для Украины и ее национальной безопасности эти события не менее значимые, ведь речь идет о дальнейшей судьбе отношений двух соседей – России и Беларуси. Интересны эти события не только угрозой реставрации так называемого «союзного государства», прообразом которой был бывший Советский союз, но и тем, что как с Россией, так и с Беларусью Украина имеет значительный участок общей границы. С чем в случае возникновения новых геополитических вызовов придется считаться.
Экономика Беларуси крайне зависима от российского сырья. Экономические связи двух стран давят на политическую независимость, которую пытается демонстрировать постоянный вот уже последние 15 лет президент Беларуси Александр Лукашенко.
В последнее время Россия демонстрирует все более вызывающее поведение в отношениях с правящей элитой Беларуси – Лукашенко постоянно делают «предложения, от которых он не в состоянии отказаться». И хотя глава Беларуси всячески сопротивляется, во внешнеполитическом векторе таки не решается на открытый протест против сильной России.
Как не вспомнить последнего голосования Беларуси в Генассамблее ООН против резолюции по Крыму, в которой жестко осуждается милитаризация полуострова Россией, и в очередной раз признаются нарушения международных прав Украины. Несмотря на то, что официальный Минск в последние годы старался придерживаться некоего статуса-кво в противостоянии Украины и России и предложил собственную площадку для переговоров как раз накануне саммита в Париже, Лукашенко таки решил продемонстрировать «верность» соседским отношениям с РФ .
И действительно, чего не сделаешь ради собственного спокойствия и благополучия белорусского народа. Именно за такой «белорусский порядок» граждане этой страны так уважают своего бессменного лидера. Но все ли так однозначно, и Лукашенко действительно окончательно склонил голову в сторону России?
Неудачный аншлюс
7 декабря президенты России и Беларуси встретились в Сочи. Главная цель встречи: так называемое «углубление интеграции» между двумя государствами, или, по сути, подписание нового «союзного договора», подобного тому, который был подписан еще в 1999 году.
Россия долгое время готовила экономическую подоплеку к такому шагу. Главным аргументом является цена на нефть, которая долгое время была слишком экономически привлекательной для Беларуси. Аграрная страна нуждается в таком дешевом сырьевом ресурсе и может дополнительно торговать переработанными продуктами, например, с Украиной.
Растущая несговорчивость Александра Лукашенко, подкрепленная его уверенностью в поддержке собственным народом, а еще и мощными силовыми структурами, не дает России на полную развернуть свои геополитические амбиции в сторону Европы. Угрозы разместить свои военные базы на границах с Польшей и странами Балтии опять же упираются в позицию Беларуси. И это при том, что войска России все же имеют частичный допуск к военным базам на территории Беларуси.
Именно поэтому Кремль включил экономические рычаги. Россия планирует постепенно снижать до нуля экспортную пошлину на продажу нефти, при этом пропорционально увеличивать налог на добычу сырья. В таком случае запустятся рыночные механизмы ценообразования на сырье, а это поставит под существенные риски конкурентоспособность белорусской нефтеперерабатывающей промышленности. И именно этот шаг может заставить белорусскую экономику существенно потерять темпы роста – аж на 2% ВВП ежегодно в течение следующих 5 лет.
Итогов встречи двух глав государств в Сочи нет. Они так и не вышли для совместного брифинга к прессе по результатам переговоров. Очевидно, окончательных договоренностей достигнуто не было. Впрочем, из уст министра экономического развития РФ прозвучало заявление по поводу того, что был достигнут «серьезный прогресс, даже по вопросам нефти и газа позиции были очень серьезно сближены». Белорусская сторона никак не комментировала итоги встречи, однако известно, что оба президента снова встретятся уже 20 декабря.
Протестам быть!
Пока Александр Лукашенко посещал Сочи, в Минске продолжались массовые акции протеста белорусов, митинговавших против слишком сильного «сближения» с Россией. Сенсацией этих акций стала не столько их массовость, как то, что ни одного активиста не было задержано. Это очень не свойственно белорусским спецслужбам, которые даже за так называемые «молчаливые протесты» задерживали десятки и сотни белорусов.
Сенсация вторая – на акциях протестов белорусы еще и вышли с бело-красно-белыми знаменами – неофициальным флагом независимой Беларуси, который так и не стал государственным, но является признанным символом борьбы оппозиции против авторитарной власти президента Александра Лукашенко.
Очевидно, и первая, и вторая сенсации для белорусского протестного движения не стали бы возможными без согласия «сверху». Этим шагом Лукашенко хочет убить сразу двух зайцев. С одной стороны, Путину продемонстрировать угрозы новых «майданов», мол, без «батьки» удержать ситуацию в Беларуси будет невозможно. С другой стороны, власть Беларуси демонстрирует западным партнерам показательную способность к «демократизации».
Интересно и то, что совсем недавно Лукашенко назначил новым главой администрации генерал-майора Игоря Сергиенко, ранее занимавшего должность первого заместителя председателя Комитета госбезопасности Беларуси. Это назначение является знаковым, ведь Лукашенко намекнул на крайне важном опыте спецслужащего по определению «чистоты кадров». К тому же, президент Беларуси добавил, что это назначение связано с необходимостью сохранения страны.
Между молотом и наковальней
«Тонкий лед», на котором оказался Александр Лукашенко, касается не только его отношений с Россией, но и с Западом. Похоже, его ценность как переговорщика по «украинскому вопросу» слишком неочевидна западным партнерам. Сами же белорусы, несмотря на то, что в большинстве своем или слишком запуганы, или в целом довольны деятельностью своей власти, все чаще смотрят в сторону «цивилизованной Европы». Молодежь давно и фактически без особых проблем посещает Европу. Из-за близости к границе с ЕС страны Балтии всегда рядом.
Для того, чтобы Запад действительно подставил плечо в непростой экономической ситуации Беларуси, которая ее ожидает в случае окончательного ухудшения отношений с Россией, Александру Лукашенко придется пойти на беспрецедентный для него шаг. Уступить власть и гарантировать ее преемственность – а значит, демократические выборы по международным стандартам. Только после этого «оттепель» в отношениях и с ЕС, и с США станет не притворной.
В поддержку этого мнения стоит вспомнить недавнее резкое заявление ОБСЕ. Наблюдатели привели доказательства того, что парламентские выборы в нижнюю палату, которые состоялись в ноябре текущего года, не соответствовали важным международным стандартам демократии.
Сам Лукашенко, понимая угрозы со стороны Кремля, ищет удобного для себя варианта выхода из возможного экономического коллапса именно на рынках ЕС. При этом он по-своему видит процесс передачи власти и, очевидно, понимает, что последствий в данном вопросе не избежать. Главный вопрос – где окажется Беларусь в этой непростой дилемме. Удобным сателлитом Кремля или новой площадкой геополитических соревнований между Россией и Западом?
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»