Еще в начале недели стало известно о возможном роспуске ЦИК. Соответствующее постановление внес президент Владимир Зеленский. Уже в среду профильный комитет Верховной Рады согласился с предложением главы государства. В четверг монокоалиция давала «сбои», сигнализируя о недостатке необходимых 300 голосов для отставки всего состава Центральной избирательной комиссии.
И вот уже накануне выходных в парламенте нашлось не просто 300 голосов, а даже 341 - вместе со «слугами народа» за отставку ЦИК свои голоса дали «Оппозиционная платформа - За життя» и «Батькивщина». Очевидно, эти фракции надеются по квотам получить своих представителей уже в новом Центризбиркоме.
Такая скорость принятия решений впечатляет. Владимир Зеленский, по примеру полулегендарного царя Мидаса, прикоснувшись к одному из институтов, немедленно его перезапускает. Учитывая то, что прошлой власти понадобилось 4 года, чтобы заменить предыдущий состав ЦИК, нынешние перемены будоражат воображение любого украинского политического деятеля.
Но главный вопрос — зачем? Ведь последний состав ЦИК был утвержден менее года назад, успешно провел 4 избирательные кампании (две касались местных выборов в общинах, очередные выборы президента и внеочередные парламента), и был, согласно законодательству, в общем избран на 7 лет. Поэтому у действующей власти, которая получила монобольшинство в парламенте, в том числе и благодаря честному подсчету голосов и добросовестной работе ЦИК, должны быть очень серьезные обстоятельства, чтобы без колебаний смещать весь кадровый состав Центризбиркома.
Наследие эпохи Порошенко
Предварительный состав ЦИК был предметом многолетних дискуссий в обществе. После Революции Достоинства тогдашняя власть обязалась cменить состав комиссии, у большинства членов которой полномочия истекали в июне 2014-го года.
Впрочем, как и сейчас, 5 лет назад политическая целесообразность победила логику законных процедур — благодаря номинальным изменениям в законе о ЦИК, полномочия его членов продолжались до тех пор, пока Верховная Рада не примет решение об их освобождении и назначении новых членов комиссии. Как мы хорошо помним, парламент восьмого созыва смог наверстать время в данном кадровом вопросе лишь через 4 года — в сентябре 2018-го.
При этом назначение нового состава комиссии сопровождались многочисленными скандалами и политическими баталиями. Дошло до того, что для удовлетворения интересов всех фракций парламента — ведь состав ЦИК формируется по квотному принципу представительства в Верховной раде — количество членов комиссии было увеличено до 17 человек. Конечно, большинство мест получили представители от двух тогдашних фракций большинства: «БПП» и «Народного фронта».
Еще год назад действия предыдущей власти также неоднократно были раскритикованы экспертами. Ведь квотный принцип — это, конечно, хорошо, однако та же фракция «Народного фронта» за 4 года потеряла свои рейтинги, и насколько легитимным было отдавать ей места в обновленной ЦИК - оказалось спорным вопросом. Хотя сам способ избрания новых членов был осуществлен полностью в легальный способ.
Только политическая целесообразность?
Традиция втягивать ЦИК в политические «разборки» продолжается с 2004 года, когда тогдашний ее глава Сергей Кивалов был справедливо уличен в неправильном подсчете голосов в пользу одного из кандидатов в президенты. С тех пор вопросы формирование состава ЦИК — крайне важное задание для политических элит. Хотя в большинстве стран с развитыми институтами демократии подобные счетные комиссии являются скорее техническим органами, которые гарантируют честность и беспристрастность при определении результатов голосования.
Владимир Зеленский и его команда решили продолжить традицию «политического веса» ЦИК. Поводом для увольнения в мотивировочной части постановления главы государства было то, что члены комиссии неоднократно не регистрировали кандидатов от «Слуги народа» во время досрочных выборов в Раду, а также невозможность до сих пор определить результат на 198-м мажоритарном округе.
На самом деле, политических причин обуздать строптивую ЦИК более чем достаточно. Команде Зеленского не нужны сюрпризы от членов комиссии, которых назначали по квотам их политических оппонентов.
Во-вторых, Офис президента хочет иметь надежного союзника в случае объявления досрочных местных выборов. И тестовой площадкой может стать столица — именно здесь сейчас сконцентрирована самая большая головная боль пропрезидентской команды: как сместить всенародно избранного мэра Киева?
В-третьих, в прошлом году ЦИК сорвало выборы в общинах под предлогом обращения в парламентский комитет по вопросам правовой политики и правосудия за разъяснениями норм законодательства о местных референдумах. Мол, решение Конституционного суда о признании неконституционным закона «О всеукраинском референдуме» нарушает целый ряд вопросов о возможности граждан Украины проводить местные референдумы. А без ответов на них, по мнению ЦИК, будут нарушены конституционные права граждан во время процесса объединения общин и выборов новых органов местного самоуправления. В команде нового президента опасаются, что ЦИК может справедливо заблокировать любые местные выборы именно по аналогии с прошлогодним кейсом.
В-четвертых, ЦИК потребуется команде Зеленского для того, чтобы окончательно лишать мандата депутатов, которые выйдут из фракции «Слуга народа». Речь идет о принятии решения об императивном мандате, который позволит держать народных депутатов на коротком поводке.
Наконец, одна из вероятных версий — подготовка к проведению Всеукраинского референдума по вопросам общенационального значения. Например, о дальнейшей судьбе Минских договоренностей или вообще — об установлении мира. Очевидно, вскоре команда Зеленского таки договорится о каком-то из форматов дальнейшей деоккупации Донбасса и возвращении (или, возможно, какого-то другого варианта) Крыма. И для легитимации этих изменений им необходимо будет провести бесспорный акт народовластия — референдум. Единственная угроза для установления необходимых результатов такого народного волеизъявления — действующий состав ЦИК. «Кто знает, что у них на уме», — очевидно, именно так рассуждали в Офисе президента.
Игра с огнем
Теперь команде Зеленского придется провести еще и непростые переговоры с временными партнерами, которые поддержали их в решении уволить ЦИК - «ОПЗЖ» и «Батькивщиной». Конечно, на свои квоты будут претендовать все фракции в парламенте, однако не факт, что к их мнению прислушиваются.
Как и не факт, что «Слуга народа» не заберет себе абсолютное большинство членов комиссии и номинально оставит 1-2 места для других фракций, которые захотят таки иметь своих представителей в Центризбиркоме.
Конечно, на данный момент изменение состава ЦИК находится в сугубо политической плоскости. Ведь старый состав комиссии, учитывая обстоятельства, мало чем угрожал команде Зеленского. Тем более, что во время выборов и Зеленский, и кандидаты от «Слуги народа» подчеркивали на необходимости комплексной избирательной реформы, одной из составляющих которой будут и изменения в работе Центральной избирательной комиссии. Однако нарабатывать законодательные акты - длительный и сложный процесс, который требует соблюдения процедур и определенной законодательной логики. Зато полная перезагрузка ЦИК в состоянии максимальной электоральной поддержки новой власти - яркое свидетельство желания команды Зеленского быстрее закрепить за собой статус полных хозяев в политической повестке дня страны.
Такие тенденции — игра с огнем, и могут стать угрозой для демократии в Украине. Стоит напомнить, что именно выборы и подконтрольная ЦИК когда-то стали триггером для политического протеста граждан. Украинцы уже привыкли к демократическим выборам и честному волеизъявлению, и за последние годы у граждан почти никогда не было оснований сомневаться в легитимности и легальности полученных результатов. Что ж, пока продолжается условный «медовый месяц», угрозы не кажутся очевидными. Но так будет не всегда.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»