«Роттердам плюс»: суд отпустил гендиректора «ДТЭК Сети»

Читати українською
Столичный райсуд рассмотрел ходатайство антикоррупционных правоохранительных органов и избрал подозреваемому меру пресечения.
Иван Гелюхфото: «Слово и Дело», Олег Новиков

Суд отпустил под 9,6 млн грн залога генерального директора компании «ДТЭК Сети» Ивана Гелюха, которого Национальное антикоррупционное бюро и Специализированная антикоррупционная прокуратура подозревают в нанесении 18,86 млрд грн убытков от внедрения формулы «Роттердам плюс».

Такое решение сегодня, 16 августа приняла следственная судья Соломенского районного суда города Киева Ада Педенко, сообщает журналист «Слово и Дело» из зала суда.

Прокурор САП Виталий Пономаренко просил суд взять Гелюха под стражу с альтернативой залога в 99,99 млн грн. По его словам, такой залог обосновывается тем, что за последние несколько лет подозреваемый официально заработал 31 млн грн. Более того, как указал прокурор, за другого менеджера ДТЭК, также подозреваемого в этом деле Бориса Лисового внесла залог сама компания ДТЭК, поэтому за Гелюха тоже может внести деньги фирма, если сам он этого не сделает.

Также прокурор в обоснование подозрения утверждал, что Гелюх, Лисовой по предварительной договоренности с экс-главой НКРЭКУ Дмитрием Вовком, бывшим членом Нацкомиссии Владимиром Евдокимовым, заместителем начальника управления энергорынка НКРЭКУ Тарасом Ревенко и начальником отдела этого управления Владимиром Бутовским заблаговременно до внедрения формулы «Роттердам плюс» обсуждали возможность ее внедрения. По словам прокурора, сначала формулы планировали применить только на тот уголь, что доставляют в Украину портами. Однако количество такого угля составляло примерно 130 тысяч тонн в год из общего объема угля такой марки, которое используют на ТЭС, в 25,5 млн тонн. Прокурор добавил, что позже все вышеупомянутые лица пришли к согласию применять эту формулу на весь объем угля, было предложено должностными лицами НКРЭКУ на заседании 28 января 2016 года. Уже 3 марта того же года должностные лица Нацкомиссии после получения разрешения с АМКУ обеспечили рассмотрения повестки дня, где был вопрос формулы «Роттердам плюс», которую утвердили на том заседании.

Кроме того, по словам прокурора Пономаренко, обоснованность подозрения также подтверждается презентацией экс-главы НКРЭКУ Вовка о недопустимости внедрения такой формулы, поскольку она повысила тарифы на электроэнергию на 30%. Эту презентацию он показал на заседании комитета Верховной Рады в апреле 2015 года. Также в обоснование подозрения прокурор назвал протокол осмотра телефона и ноутбуков изъятых у фигурантов, на которых нашли переписку за сентябрь-декабрь 2015 года, где были документы, которые позже согласовала НКРЭКУ. К тому же, в телефоне Евдокимова детективы нашли переписку с Гелюхом о сокрытии предложений о расходах на транспортировку угля из заграницы. В ноутбуке экс-члена НКРЭКУ нашли справку, согласно которой экс-глава комиссии Волк якобы осуществлял неправомерный давление на членов НКРЭКУ для принятия формулы «Роттердам плюс».

Отдельно прокурор рассказал о рисках препятствования следствию со стороны Гелюха. В частности, по словам САП, подозреваемый может скрываться от правоохранителей и суда. В подтверждение этого риска в САП указали следующее: это преступление особо тяжкое и несет общественную опасность; Гелюх за последние годы 52 раза выезжал за границу; заработал за 3,5 года, согласно данным налоговой, 31 млн грн; имеет квартиру в Киеве за 3 млн грн, а также квартиру во временно оккупированном Донецке, который неподконтрольный украинской власти. Также подозреваемый якобы может скрыть, уничтожить или исказить вещи и документы, имеющие значение для расследования; незаконно влиять на свидетелей, экспертов и других подозреваемых.

В подтверждение двух последних рисков прокурор Пономаренко рассказал о негласных следственныъ (розыскныъ) действиях, которые осуществлялись в делу. Согласно сведений НСРД, Лисовой и Гелюх заранее знали об обысках в их офисах, которые проводили детективы НАБУ в декабре 2018 года; вели разговор об изменении мобильных номеров, терминалов мобильной связи и телефонов. Также сам Гелюх договорился с неизвестным, что в день обыска он оставит свою квартиру и поедет в неустановленное пока следствием место. Кроме того, менеджер ДТЭК передавал некоторую информацию Евдокимову, а также просил его изменить сим-карту и терминалы мобильной связи.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: