Кабмин одной обоймы: каким будет состав нового правительства?

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Результаты внеочередных парламентских выборов для партии «Слуга народа» уже наверняка гарантируют монолитное большинство в новом созыве Верховной рады в количестве не менее 250 народных депутатов.

У команды Владимира Зеленского появилась уникальная возможность сформировать такое же монолитное правительство, чтобы полностью замкнуть всю ответственность за изменения в стране в одной политической команде. Конечно, это большой риск, но и невероятные возможности, которых, кажется, новая команда еще полностью не осознает.

Новому Кабмину вряд ли придется долго искать поддержку своих инициатив – скорее наоборот, останется только наладить четкий алгоритм и пошаговый план реформ. Если, конечно, предвыборные программы снова каким-то удивительным образом не трансформируются в необязательные для выполнения бумажки с обещаниями.

В новой коалиции появляется еще две уникальные опции для повышения эффективности своей деятельности. Во-первых, не нужно придерживаться принципа квотности нового правительства, а значит, долго искать компромиссы и договариваться о создании ненужных министерств и «министров без портфелей». Во-вторых, оппозиционные политические силы могут жестко критиковать действия нового правительства, однако создать хотя бы какие-то проблемы на парламентском уровне им не удастся – слишком маленькая численность всех оппозиционных фракций вместе взятых.

Кроме того, вновь созданное правительство будет иметь неплохой запас доверия – около 4 месяцев до получения гражданами платежек с начала отопительного сезона и конца календарного года, традиционно более опасного для курса гривны и стабильности финансовой системы страны.

Короткая кадровая скамейка

На последнем заседании Кабинета министров пока еще действующий премьер Владимир Гройсман объявил о планах цивилизованной передачи полномочий новому составу правительства. Среди прочего Гройсман выразил нелишенное здравой логики предположение, что новое правительство может быть значительно мобильнее в принятии решений, в том числе, и за счет сокращения количества министерств и ведомств.

Зеленский рассказал, кого видит премьер-министромПрезидент Украины Владимир Зеленский заявил, что премьер-министром должен быть абсолютно независимый человек, который никогда не был ни премьер-министром, ни спикером, ни лидером какой-либо фракции.

Ранее увеличение количества министерств и так называемых «министров без портфелей» было обусловлено политическим фактором – коалиционной или же партийной квотностью. Чем большее количество мандатов дает фракция для парламентского большинства, тем на большее количество министерских портфелей она могла рассчитывать. Кроме того, по своей влиятельности министерства также могли распределяться неравномерно.

В случае формирования монокоалиции, возникает уникальная возможность максимально сократить количество министерств путем укрупнения или ликвидации отдельных ведомств. Кроме того, есть возможность сформировать правительство и назначить всех министров в течение одной пленарной недели работы новой Рады – в беспрецедентно короткие сроки.

Кстати, планы по укрупнению министерств уже активно обсуждают в пропрезидентской команде. Как минимум планируется сократить вице-премьеров, не возглавляющих министерства. Также планируется сокращение органов исполнительной власти, которые не являются министерствами, но находятся в сфере управления соответствующих министерств. «Под нож» могут попасть Мининформполитики, Минкульт, Министерство молодежи и спорта и, возможно, Министерство по делам ветеранов – все эти ведомства могут быть либо сокращены, либо присоединены к другим министерствам.

Реформа Кабмина может быть тем более быстрой, учитывая слишком короткую кадровую скамейку команды Зе. Даже на должность премьер-министра в СМИ называют всего 5 кандидатур – бывшего заместителя главы Национального банка, представителя Украины в МВФ Владислава Рашкована, секретаря Совета национальной безопасности и обороны, бывшего министра финансов Александра Данилюка, бывшего министра экономического развития Айвараса Амбромавичуса, руководителя «Нафтогаза» Андрея Коболева и его заместителя Юрия Витренко.

На самом деле, найти удачных кандидатов на пост главы нового правительства будет непросто – слишком специфические требования к этой должности называют в пропрезидентской команде. Это должен быть и человек не из политики, и без олигархического «бэкграунда», с безупречной репутацией, и опытный, и хорошо восприниматься среди западных партнеров, и иметь хорошую историю взаимоотношений с МВФ, при этом желательно, чтобы новый премьер получил еще и западное образование, и авторитет в сфере, в которой специализируется. Напоследок – был в возрасте 35-50 лет. Удастся ли найти таких кандидатов – вопрос риторический.

Правительство технократов или политической целесообразности?

Еще один интересный вопрос: насколько независимой будет фигура нового премьер-министра? От этого будет зависеть возможность внедрения качественных и быстрых реформ.

Партии IX созыва наобещали украинцам в три раза больше, чем их предшественники – исследованиеАбсолютно все партии, которые преодолели барьер, дали в своих программах больше обещаний, чем партии, которые были избраны в 2014 году.

Теоретически, в команде Владимира Зеленского понимают, что могли бы привлечь партнеров в общую коалицию. И таким образом, разделить ответственность за будущие изменения в государстве. Ведь так или иначе придется идти на непопулярные шаги, а это точно будет означать потерю рейтингов. Глава партии «Cлуга народа» Дмитрий Разумков намекнул, что двери парламентского большинства открыты, очевидно, намекая на возможность присоединения фракций «Голоса» и «Батькивщины».

Впрочем, вряд ли Святослав Вакарчук таки согласился бы стать главой нового правительства в связи с невозможностью полностью влиять на формирование его состава. А фигура Юлии Тимошенко вряд ли может быть хорошо воспринята на Банковой. К тому же глава «Батькивщины» слишком опытная и является самостоятельным политиком, который вряд ли будет прислушиваться к мнению даже более рейтинговых партнеров.

Поэтому единственная возможность создать предохранитель в виде громоотвода для рейтингов команды Зе – сформировать правительство технократов, которое не будут рассчитывать на свои дальнейшие политические перспективы. Есть еще один вариант – создать мощное «полицейское» государство, где любое инакомыслие или сопротивление провластному видению реформ будет жестко караться правоохранительными органами. К сожалению, и такая опасность существует.

Первые шаги нового Кабмина

Прежде всего, от нового правительства украинцы ожидают того, что и Владимир Зеленский, и партия «Слуга народа» декларировали в своих программных месседжах, – справедливых тарифов, демонополизации экономики и борьбы с коррупцией.

Гуру экономики и новое лицо: кто может стать новым премьеромВладимир Зеленский заявил, что видит премьером профессионального экономиста и человека, который никогда не был ни спикером, ни лидером какой-либо партии. О возможных кандидатах на пост премьера поговорили с экспертами.

Очевидно, очень важными будут переговоры с МВФ, миссия которого прибудет в Украину уже в сентябре. Пока предоставление очередных траншей приостановлено, хотя Украина не прекращала сотрудничества с Фондом и подписала меморандум о новой программе кредитования осенью прошлого года.

Безусловно, острыми вопросами станут урегулирование рынка земли, дерегуляция и переосмысления реформы правоохранительных органов. В команде Зеленского обещают прорыв в медицинской реформе, а также долгожданное завершение реформы пенсионного обеспечения.

Напоследок в пропрезидентской команде анонсировали существенные изменения в гуманитарной политике. Очевидно, большинство из них будет касаться вопроса реинтеграции временно оккупированных территорий, а также определенные изменения в языковой и культурной политике государства. Конечно, все это будет происходить при соответствующем законодательного содействии парламента.

Так или иначе новому правительству придется столкнуться с беспрецедентным количеством вызовов, и к тому же принять крайне важные решения для дальнейшего развития страны. Конечно, если подобные стратегии действительно закладывались накануне похода команды Зе в политику. Пока складывается впечатление, что все стратегии, как и реформы, придется внедрять «с колес».

Александр Радчук, специально для «Слово и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: