Министр обороны Украины Степан Полторак, который написал рапорт на увольнение, заявил, что будет исполнять обязанности главы оборонного ведомства до решения Верховной рады о его увольнению. «Слово и Дело» предлагает посмотреть топ-обещаний министра обороны, что ему удалось, а что нет за четыре года и восемь месяцев каденции.
Степан Полторак стал министром обороны 14 октября 2014 года. Рапорт на увольнение он подал 20 мая 2019-го. За это время он дал 87 обещаний, из которых 46 выполнил (53%), 40 – провалил и еще 1 обещание не успел реализовать.
Удалось министру выполнить свое обязательство повысить должностные оклады военнослужащих. Порядок начисления денежного довольствия военнослужащим изменился с 1 января 2018 года. В частности, была введена зависимость размеров должностного оклада и оклада по воинскому званию от прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Поэтому оклады военных ежегодно будут расти в зависимости от роста социальных стандартов.
Также увеличена доля основных видов должностного оклада, оклада по воинскому (специальному) званию и надбавки за выслугу лет до 60% и уменьшена доля дополнительных видов в структуре денежного обеспечения с 85% до 40%. Кроме того, ликвидирована диспропорция в размерах денежного обеспечения в различных силовых структурах и предоставлены правовые основания для перерасчета пенсий бывшим военнослужащим.
В мае 2019 года Полторак подписал приказ о повышении надбавок военным на передовой. Таким образом, минимальное денежное обеспечение военнослужащих в ООС на Донбассе составляет: на первой линии – 27 300 гривен, в других районах – 16 800 гривен. Командир взвода на первой линии получает от 31 100 гривен, в других районах – от 20 600 гривен; командир батальона на первой линии – от 35 500 гривен, в других районах – от 25 000 гривен.
Командир бригады, который выполняет задачи на линии соприкосновения, получает минимальное денежное обеспечение – 42 000 гривен, в других районах операции – 31 500 гривен.
Справился Полторак с обязательством по программе правительства ввести действенные механизмы жилищного обеспечения военнослужащих. Осенью 2017 года Рада приняла изменения в законодательство по обеспечению жильем военнослужащих, согласно которым государство будет обеспечивать жильем или денежной компенсацией семьи погибших, умерших или пропавших без вести в АТО военнослужащих. Речь идет также о людях, которые обеспечивали проведение АТО.
В феврале 2018 года нардепы проголосовали за изменения в Закон Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей». Согласно закону, если в части нет служебного жилья, она обязана арендовать его для военнослужащих, а также членов их семей или выплачивать им денежную компенсацию.
В 2018 году был определен порядок предоставления жилья или компенсации за него военным, проходивших службу в Крыму, городе Севастополь, в Донбассе, признанных временно оккупированными и продолжают службу в воинских формированиях Украины.
В 2018 году военнослужащим ВСУ были распределены 1 тыс. 78 квартир (649 – служебных, 429 – для постоянного проживания), в частности обеспечено жилье 655 участникам АТО и ООС.
Еще одно выполненное обещание в активе Полторака касается его намерения изменить подходы к питанию в ВСУ. В 2015 году в двух воинских частях проводился эксперимент, когда военные питались по новому принципу, с более разнообразным меню и возможностью выбрать блюда, среди которых не было тушенки, но появилось много овощей и фруктов. После этого было решено менять систему питания военных и на передовой.
Эксперимент продлили до конца 2016 года но вскоре приостановили из-за несвоевременно проведенных торгов по закупке продуктов.
Одновременно в октябре министр поддержал предложения совместной рабочей группы Минобороны Украины и Генштаба ВСУ по внедрению трех систем питания с 2017 года. Затем длился долгий и сложный период согласования различных разрешительных документов. Но в итоге с апреля 2017 года начался плановый переход ВСУ на новую систему питания.
Не успел Полторак создать новую систему мобилизационной подготовки и мобилизации. В течение последних трех лет в законодательство был внесен ряд изменений по мобилизации. В частности, от призыва и мобилизации освобождаются близкие родственники тех, кто погиб в АТО.
С 2017 года начал создаваться Единый государственный реестр военнообязанных. Весной 2018-го министр обороны утвердил план создания на базе военных комиссариатов территориальных центров комплектования и социальной поддержки. Этот план предусматривает поэтапное переформирования военкоматов в ТЦКСП. К концу 2018 года этот процесс запустили в 4-х областях Украины. После этого, до конца 2019-го года, планируется завершить реформу в остальных областях.
Так и не удалось Полтораку привлечь миротворческую миссию ООН на Донбасс. «Мы исключаем возможность участия России в предстоящей миссии. Верю, что миссия на Донбассе возможна и при участии наших международных друзей», – сказал он в конце 2017 года, но до мая 2019-го миротворческая миссия ООН не появилась на оккупированных территориях Украины.
Провалил министр обещание создать в имении Курченко в селе Стовпяги, Переяслав-Хмельницкого района Киевской области реабилитационный центр для бойцов АТО.
«Могу сказать, что лучшего санатория я еще не видел в Украине. На сегодняшний день Министерство обороны уже выиграло суд, мы забрали эту землю, сейчас передаем имущество, и там будет размещен один из реабилитационных центров прямо на берегу водохранилища», – заявил он в сентябре 2015 года.
В 2017 году земельный участок в Столпягах передан под охрану военной части. В июле 2018-го в Переяслав-Хмельницкой районной администрации «Слову и Делу» сообщили, что на территории района действует только один реабилитационный центр для участников АТО – в селе Цибли.
Ранее мы писали, как выполнял обещания Полторак в течение четырех лет на посту министра обороны.
Также мы посмотрели, как Василий Грицак выполнял обещания в должности председателя СБУ.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»