Парламент и кадровые назначения: какими будут первые 100 дней Зеленского

Читати українською
Александр Мусиенкополитический эксперт

Хотя новоизбранный президент Владимир Зеленский еще не приступил к официальному выполнению своих обязанностей, уже можно прогнозировать его поведение в первые сто дней в должности. Интрига заключается еще и в том, что сам Зеленский пока относительно своих шагов не очень многословен, однако общество, которое дало новоизбранному президенту огромный кредит доверия, ждет активных действий.

Такое мнение в комментарии «Слову и Делу» выразил политолог, руководитель Центра военно-правовых исследований Александр Мусиенко.

Парламент

Первым и важным вызовом на повестке дня для Владимира Зеленского будет ситуация с тем, как налаживать сотрудничество и коммуникацию с Верховной радой. Здесь возможны два сценария. Первый вариант – Верховная рада идет навстречу новому президенту и принимает решение о назначении даты инаугурации Владимира Зеленского 19 мая, отметил он.

«В таком случае Зеленский может принять решение о досрочном прекращении полномочий Рады этого созыва и назначить досрочные парламентские выборы. Учитывая его высокий рейтинг на фоне низкого рейтинга доверия к действующему составу украинского парламента, такое решение может быть поддержано украинским обществом, а партия Зеленского способна получить высокий результат в случае проведения досрочных выборов», – подчеркнул Мусиенко.

По его мнению, это позволит новоизбранному президенту опереться на свою большую фракцию в парламенте и получить намного больше инструментов для проведения своего политического курса, но только при условии, что удастся сформировать коалицию в максимально выгодной для себя конфигурации.

Я этого не говорил: какие обещания успел дать Владимир Зеленский – тестЕще до инаугурации Зеленский дал уже 100 обещаний. Предлагаем проверить знаете ли Вы, что он обещал, а чего нет по поводу войны и мира, снижения платы за коммуналку, президентских кортежей и самолетов.

Наиболее желанным для Зеленского и его партии, причем как по сценарию досрочных, так и очередных парламентских выборов, было бы формирование такой коалиции с какими-то новыми политическими силами, которые могут появиться в ВР, добавил он.

В то же время сценарий с досрочными выборами содержит и определенные риски для Зеленского. Например, возможное отсутствие партийной сети и инфраструктуры партии «Слуга народа» на местах, есть необходимость кадрового и ресурсного доукомплектования партии и подготовки к выборам. При таких условиях очередные выборы в конце октября выглядят более привлекательным вариантом, уточнил политолог.

По его словам, еще один риск связан с тем, что в случае досрочных выборов, их, скорее всего, придется проводить с действующим избирательным законодательством, предусматривающим наличие мажоритарщиков.

«Это уменьшает шансы на формирование более выгодной коалиции для президента Зеленского. В таком случае выгоднее система на пропорциональной основе. Однако для выборов по избирательным спискам необходимо изменить закон «О выборах народных депутатов» или принять Избирательный кодекс», – акцентировал он.

В случае с досрочными выборами это сделать вряд ли успеют, хотя и не исключено, что все же это удастся. Если указанные риски будут минимизированы или устранены, то сценарий с досрочными выборами выглядит для Зеленского выгодным, отметил эксперт.

Второй сценарий сводится к затягиванию ВР даты инаугурации, назначению ее на конец мая или даже какой-то из трех дней июня. В таком случае вряд ли Зеленский примет решение о досрочных парламентских выборах. Придется продумывать конфигурацию сотрудничества с пока действующей ВР, констатировал он.

«Свое большинство среди депутатов действующего состава Верховной рады Зеленскому сформировать, скорее всего, не удастся. Максимум, на что сможет рассчитывать новоизбранный президент, – 150-170 лояльных народных избранников. Этого достаточно для разработки и сопровождения нужных законопроектов, например, через комитеты парламента, заявлений, выступлений с трибуны, но это не 226», – пояснил Мусиенко.

На его взгляд, благоприятным сценарием для Зеленского в таком случае может быть ситуативное большинство в парламенте, которое будет голосовать за важные решения для президента, хотя бы по кадровым назначениям по его квоте или важнейшим законопроектам, которые будут внесены как неотложные, а также за назначение кандидатур, которые в парламент вносит президент. При таких условиях Зеленскому просто понадобится человек, который возьмет на себя обязанности коммуникации с ВР.

Он не исключил, что первое время такую функцию в случае договоренностей могут выполнять Владимир Гройсман или Арсен Аваков, но в дальнейшем Зеленскому следует искать кандидатуру на пост своего представителя среди депутатов.

Среди первых предложенных Зеленским законопроектов могут быть об отмене неприкосновенности для всех (при необходимости изменений в Конституцию снова может стать темой надолго), народовластии, а также относительно экономического блока, например, насчет отмены ЕСВ для ФЛП, которые не получают прибыли. Также важным будет вопрос начала бюджетного процесса и формирования сметы на следующий год, уточнил специалист.

«В любом случае, ситуация с парламентом является чрезвычайно важной и определяющей, и пока у Зеленского не будет своей фракции, которая сможет формировать коалицию и делегировать своих членов на должности в правительство, в полной мере проводить свой политический курс новоизбранный президент не сможет», – подчеркнул он.

Кадровые назначения и силовой блок

Зеленский, вероятно, начнет с комплектования своего президентского офиса – Администрации президента. Следующим важным шагом, по его мнению, стало бы изменение и назначение на должности лиц по президентской квоте, в первую очередь тех, которые не требуют согласия Верховной рады.

Кто вошел в команду кандидата в президенты Украины Владимира ЗеленскогоЗа два дня до второго тура президентских выборов Зеленский представил людей, которые в случае его победы пойдут работать в Администрацию президента.

«Речь идет о секретаре СНБО, главе Службы внешней разведки, тех, чьи согласования требуют представлений Кабинета министров – главах областных государственных администраций. И если для назначения глав ОГА нужна коммуникация с Кабмином, то назначить секретаря СНБО и его заместителей президент может самостоятельно», – пояснил политолог.

Именно аппарат СНБО и Администрация президента на первых порах могли бы стать опорой для новоизбранного президента. Закон о СНБО предоставляет серьезные полномочия этому органу и его секретарю, добавил он.

«По линии этого органа можно решать многие вопросы, касающиеся национальной безопасности во многих сферах, в том числе экономической, например, ситуации с тарифами. Это, конечно, при условии, что Зеленский захочет отстранить Турчинова или решит оставить его в должности до выборов как соратника Авакова», – акцентировал эксперт.

Далее будет решаться судьба назначений в силовом блоке, требующих согласия Верховной рады, уточнил он.

«Здесь уж важны кандидатуры, которые будут предложены, и коммуникация с парламентом для получения необходимого количества голосов за каждое назначение», – отметил специалист.

В любом случае, задачи перед новоизбранным президентом стоять непростые, подчеркнул он.

«С одной стороны, нужно прагматично удерживать стабильную ситуацию в государстве, идя на определенные компромиссы с действующими политиками, учитывая ситуацию в парламенте и правительстве, с другой необходимость полной перезагрузки и обновления системы власти, на что есть огромный общественный запрос. Наверное, именно с обновления и изменений стоило было бы начать», – резюмировал Александр Мусиенко.

О том, какой может быть внешняя политика Зеленского, читайте по ссылке.

Какие обещания успел дать Владимир Зеленский, можно узнать, пройдя наш тест.

Ранее «Слово и Дело» писало, кого Зеленский взял в свою команду.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: