Виртуозный эндшпиль: кто из кандидатов лучше мобилизует избирателей во втором туре

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Следующие три недели политическая жизнь в Украине сконцентрируется на дуэли Порошенко-Зеленский. Именно эти два политика уже гарантированно попадают во второй тур. Однако главный вопрос: сохранится ли предвыборная интрига до 21 апреля?

Дело в том, что выход Владимира Зеленского в финал избирательной гонки мало кого удивил. О его лидирующих позициях свидетельствовали данные многих социологических опросов в последние месяцы. А вот действительно сенсацией стало то, каким оказался разрыв между лидером гонки и вторым местом, которое занял пока еще действующий президент Петр Порошенко.

Если раньше политтехнологи Петра Порошенко считали, что им удастся победить Владимира Зеленского во втором туре выборов, то сейчас такой уверенности нет. Ведь речь идет о более чем 14% голосов, или преимуществе в несколько миллионов избирателей. Команде действующего главы государства нужна крайне высокая мобилизация не только своих, но и избирателей конкурентов, а также неординарные шаги, чтобы наверстать такую электоральную пропасть.

Сложная мобилизация избирателей

Уменьшить отрыв от лидера гонки действующему президенту может помочь низкая явка избирателей в центральных, южных и восточных регионах Украины. Впрочем, надеяться на это пока не приходится, ведь, как показывает опыт предыдущих выборов, украинцы еще лучше посещают второй тур выборов.

Первые шаги на посту президента: что обещают сделать кандидатыЮлия Тимошенко обещает сразу семь первых шагов в случае избрания президентом, а Владимир Зеленский планирует внести несколько законопроектов.

Так, в 1999 году на президентских выборах явка в первом туре составила 70%, а во втором – уже 74,87%. В 2010 году в первом туре – 67%, а во втором – 69%. По данным ЦИК, на этих выборах явка в первом туре составила чуть больше 63%.

Можно надеяться на то, что избиратели Владимира Зеленского «расслабятся» перед вторым туром выборов, чем помогут более дисциплинированным «порошенковцам» прийти на избирательные участки и проголосовать.

Еще один показательный кейс – голосование украинцев за рубежом. При том, что по разным оценкам демографов, за пределами Украины временно или на более постоянных основаниях находятся от 3 до 7 миллионов украинцев, в первом туре выборов на избирательных участках проголосовали всего 53 тысячи избирателей. Это даже на 20 тысяч меньше, чем в 2014 году. Часть избирателей из-за рубежа, особенно когда речь идет об украинской диаспоре, мог бы мобилизовать именно Петр Порошенко, ведь именно за него больше проголосовали на зарубежных участках. Впрочем, для этого нужна системная работа, наладить которую, скорее всего, за 3 недели не удастся.

Однозначно говорить, что Порошенко не удастся победить Зеленского, нельзя. Ведь прецеденты в новейшей истории Украины уже были – в далеком 1994 году Леонид Кучма, проиграв в первом туре Леониду Кравчуку более 7% голосов избирателей, уже во втором туре таки одержал победу с отрывом в те же 7,08%! Таким образом, Кучме удалось, хотя сравнивать два тура выборов не совсем корректно, мобилизовать около 14% избирателей в свою пользу.

Шансы Порошенко

Какие электоральные ресурсы у Петра Порошенко? Гипотетически ими могут стать умеренные избиратели Анатолия Гриценко и Игоря Смешко. Вместе эти кандидаты набрали почти 13%. Однако о полном переходе их электората к действующему президенту говорить бесполезно, ведь сам Гриценко на этот счет высказался однозначно – поддерживать Порошенко не собирается. Игорь Смешко пока не обнародовал своей позиции.

Президентские выборы-2019: как новые медиа влияют на политические измененияВ первом туре выборов Владимир Зеленский набирает наибольше голосов. При этом он вел свою кампанию преимущественно в интернет-пространстве, а на ТВ появлялся в роли героя сериала или артиста 95 Квартала. О роли СМИ и соцсетей в проведении выборов поговорили с экспертами.

Возможно, также частично Петра Порошенко могут поддержать избиратели правого спектра – те, кто голосовал за «свободовца» Руслана Кошулинского. Однако такой выбор также прямо не ложится в логику правых, к тому же их крайне немного в общенациональном масштабе.

Наконец, надеяться Порошенко может на частичное привлечения электората Юлии Тимошенко – в центральных и западных регионах страны, которые преимущественно ориентированы на социальную защиту государства. Это граждане, которым условно не важно, кто именно от имени государства заботиться об их соцзащите – будет ли это условно «Юлина тысяча», или «Петрова тысяча».

Наконец, основная стратегия штаба Порошенко – «ставка на прагматизм». То есть пытаться объяснить условным избирателям Зеленского, что их кандидат наиболее неподготовленный к посту главы государства политик. Вместе со страхами уже существующей электоральной базы такая работа агитаторов Порошенко может дать неплохой результат. Тогда как критика Владимира Зеленского и дальнейшее развешивание ярлыков на его избирателей дадут обратный эффект.

Еще один шанс Порошенко поднять свои рейтинги – таки выйти на публичные дебаты с Зеленским. Впрочем, его визави может совершенно спокойно от этого отказаться и при этом не сильно потеряет в количестве сторонников.

Диспозиция Зеленского

У Владимира Зеленского стартовые условия накануне второго тура будут значительно лучше. Во-первых, в восточных и южных регионах страны его могут поддержать граждане, которые голосовали за Юлию Тимошенко, Юрия Бойко и Александра Вилкула. Частично в ценностном смысле их электоральные группы пересекаются, а следовательно, во втором туре Владимир Зеленский может показать еще большую динамику.

Выборы-2019: может ли Зеленский победить и есть ли угроза протестовСогласно результатам первого тура, Владимир Зеленский получил наибольшее количество голосов. Может ли он победить на выборах и каковы риски силового противостояния, обсудили с экспертами.

Во-вторых, чтобы победить, Владимиру Зеленскому нужно еще раз активно мобилизовать своих избирателей не только в базовых регионах, но и в тех, где за него проголосовали меньше. Другими словами, мотивировать их еще раз прийти на выборы. Каким образом его штаб реализует эту идею, пока неизвестно.

В-третьих, и это, пожалуй, самое главное. Чтобы уберечься от электоральных потерь, Зеленскому важно не экспериментировать и не импровизировать. Вместо этого, чтобы привлечь электорат конкурентов, стоит продемонстрировать способность договариваться и представить мощную команду. Предварительно возможность союзнических действий уже обсуждается со штабом Юлии Тимошенко. Если Зеленскому удастся привлечь еще нескольких политических союзников, скорее всего, он все-таки получит подавляющее преимущество во втором туре.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: