Президентские выборы-2019: как новые медиа влияют на политические изменения

Читати українською
Валентин Войтковполитолог

Сегодня совсем не обязательно скупать телеканалы или СМИ. Эта избирательная кампания показала другой тренд – политики могут сами быть медиа.

Такое мнение в комментарии «Слову и Делу» выразил политтехнолог, исполнительный директор коммуникационной группы XPR Валентин Войтков.

«Раньше была четкая понятная модель – есть ньюзмейкер, СМИ, которым передавали информацию, а они уже фильтровали ее и решали, что интересно, правдиво, а что – нет, а потом транслировали ее на определенную аудиторию, за счет чего ньюзмейкер мог достучаться до определенной целевой аудитории. Сейчас можно говорить, что СМИ утратили монополию на то, чтобы быть посредниками между политиками и аудиторией», – отметил Войтков.

По его словам, сейчас уже каждый политик фактически может напрямую обращаться и коммуницировать с аудиторией.

Эти выборы показали сразу несколько трендов. В частности, подрастает новое поколение, для которого важно непосредственное общение с политиком, подчеркнул он.

«Подрастает новое поколение, для которого важна горизонтальная, прямая коммуникация с политиками. Каждый политик может быть медиа для себя, если имеет понятный Instagram-канал, YouTube-канал. Фактически, за счет этого можно перекрыть среднего размера телеканал», – констатировал политтехнолог.

Он обратил внимание, что у Зеленского создана целая система, которая задействует новые медиа. У него есть Telegram-канал, где более ста тысяч фолловеров.

«Это очень много для Telegram-канала. И это прямая коммуникация. Около 80% потребителей этого канала увидят сообщение, оно не потеряется, как в Facebook. Кроме того, у Зеленского есть большой YouTube-канал, даже несколько – официальные и неофициальные. Видео сегодня смотрят все, потому что это быстро и удобно. Instagram-канал тоже работает быстро и эффективно», – пояснил эксперт.

Он уточнил, что предыдущие соцопросы перед первым туром показывали, что около 45% до 30 лет поддерживают Зеленского, то есть следует понимать, что эта аудитория большую часть информации получает из новых медиа, такой стиль коммуникации для них более понятен.

«Такой стиль коммуникации простой, вызывает большее доверие, потому что нет барьеров, дистанции, скрытой рекламы, пиар-выбросов. В этом плане Зеленский продемонстрировал эффективность», – добавил Войтков.

По его словам, по сравнению с другими кандидатами Зеленский на свою кампанию потратил очень мало. При этом он больше использовал не ТВ, а новейшие технологии, проводил туры, хотя это было больше сценическое выступление, а не агитация, то есть скорее развлекательная и ироничная форма.

Политики сегодня сами могут быть медиа. Если они хотят достучаться до какой-то аудитории, то для этого уже не нужно покупать телеканал. Этого недостаточно для того, чтобы убедить людей голосовать.

Однако политику недостаточно также просто иметь YouTube-канал или Instagram-канал. Нужно уметь этим пользоваться, понимать стиль коммуникации, который диктуется социальными сетями, акцентировал он.

«Это отсутствие пафоса, простота, отсутствие дистанции. Речь не о том, что все, кто задействовал Instagram-канал, честны, просто это другой стиль взаимодействия. Это горизонтальная коммуникация – «я-ты», а не «мы наверху, а вы где-то ниже». Поэтому возможности сегодня есть даже без ТВ, традиционных СМИ. Но нужно уметь работать в этом стиле, форматировать собственную коммуникацию», – отметил специалист.

У действующего президента большое количество фолловеров в Facebook, YouTube – немного меньше, Twitter – тоже, однако это не дало ему возможности заручиться большей поддержкой нового поколения, которое является основным потребителем этих медиа, добавил он.

Кроме того, большую роль играют те, кто вызывает определенное доверие. В частности, если Гордон или Комаровский включились и агитировали за Смешко, то следует учесть, что у обоих есть большое количество поклонников, причем в тех же соцсетях. Например, у Гордона очень мощный YouTube-канал.

«Так как они агитировали, сам образ Смешко ложился в формат кампании, потому что он давно не был во власти, неконфликтный, старшее поколение, которое ориентировалось на мягкую сильную руку, проголосовало за него. Они знают Гордона, Комаровского. Смешко им показался нормальным, при этом у него не было массовой рекламы», – уточнил Войтков.

Поэтому СМИ теряют монополию на посредничество. Нужно работать с соцмедиа, но для того, чтобы был результат, нужно учитывать стилистику коммуникации этих медиа, подчеркнул он.

Если победит Зеленский, эта кампания будет мощным сигналом на парламентские и местные выборы для всех партий и политиков. Если есть намерение заручиться поддержкой молодого поколения, значит, нужно многое менять в своей коммуникации. Недостаточно просто прийти на канал, выступить или даже купить канал.

Должна быть системная и простая коммуникация, завоевывать аудиторию можно через социальные медиа. Если этого нет, то и в соцсети политик не будет интересен, акцентировал политтехнолог.

Нужно понимать, что это не Зеленский такой уникальный или провел какую-то гениальную кампанию. Просто ситуация сложилась таким образом, что почти 70% разочарованы в действующей политической системе, пояснил он.

«Они не хотели видеть старых политиков. Появилось новое лицо, которое имеет стопроцентную узнаваемость, никогда не было в политике, у него не было конкурентов на этом поле. Он просто поймал протестную волну. Нельзя сказать, что только благодаря YouTube Зеленский имеет такие результаты голосования. Он просто правильно использовал все в совокупности, грамотно донес свой месседж. Это не значит, что все олигархи должны закрыть каналы, потому что они недейственны, просто это уже не дает такого результата, особенно если это джинса. Все конкурируют за внимание людей, а ТВ уже не является авторитетным. Тренды меняются. Сейчас есть запрос на новые технологии, простую коммуникацию», – резюмировал Валентин Войтков.

Кто из топ-10 кандидатов в президенты лучше выполняет обещания – по ссылке.

Как менялись букмекерские ставки на Порошенко, Тимошенко и Зеленского в течение месяца – по ссылке.

Также «Слово и Дело» посмотрело, какие первые шаги на посту главы государства обещают кандидаты в случае победы.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: