Миллионы газет, собственный Фейсбук и армия помощников. Как тратит госсредства партия «Самопомич»

Читати українською

Слово и Дело продолжает цикл расследований о том, как парламентские партии тратят деньги из государственного бюджета. Сегодня - о Самопомичи.
Слово и Дело

«Слово и Дело» продолжает цикл расследований о том, как парламентские партии тратят средства из государственного бюджета и как отчитываются о своих расходах. В предыдущих публикациях журналистка Любовь Величко писала о расходах наших с вами денег «Оппозиционным блоком», БПП «Солидарностью», «Радикальной партией Олега Ляшко» и «Народным фронтом». Скоро будет также материал о тратах «Батькивщины». Сегодня исследуем, на что идут деньги «Самопомичи».

Распределение средств

Если верить финансовым отчетам, до того, как партия «Самопомич» получила государственное финансирование, она существовала только за счет взносов своих партийцев (которых сейчас насчитывается около двух тысяч), депутатов различных уровней (их в партии полторы тысячи) и активистов.

Люди жертвуют немного – обычно в пределах от ста до пятисот гривен. Более щедрые взносы случаются, разве от руководителей фракций в местных советах и депутатов.

Например, во 2 квартале 2016 около двухсот человек перечислили на счета партии 356 тысяч гривен. Значительную часть этой суммы (80 тысяч гривен) предоставил народный депутат Александр Данченко, 14,5 тысяч гривен сбросил тогдашний председатель фракции «Самопомичи» в Волынском облсовете Михаил Имберовский.

Во втором квартале 2016 партия отчиталась Национальному антикоррупционному агентству по предупреждению коррупции (НАПК) о своих расходах на скромную сумму 360 тысяч гривен, которая покрывала только аренду офисных помещений и покупку некоторых товаров и услуг. А после получения государственного финансирования официальные расходы удивительным образом выросли в сто раз – до 42-х миллионов гривен в квартал.

Председатель Исполнительного комитета этой партии Олег Лаврик объясняет такую огромную разницу в расходах тем, что к моменту создания политической партии «Самопомич», ее финансово поддерживала общественная организация с аналогичным названием.

«До сих пор ОО «Самопомич» является нашим постоянным партнером, – говорит Лаврик. – Основные работники центрального аппарата и местных ячеек были в штате общественной организации, где и получали зарплату. Когда в декабре 2012-го была зарегистрирована политическая партия, эти работники не были переведены на работу в партию. Также ОО печатала газету, она же платила за печать. Позже мы изменили издателя и начали платить за печать из партийных средств».

Всего с момента начала государственного финансирования «Самопомич» отчиталась об использовании 197 миллионов 222 тысяч гривен. Партия считает, что тратит государственные средства прозрачнее всех других парламентских партий, а также выделяет средства на презентацию финансового отчета партии в виде каталогов.

Более того, чтобы финансовые отчеты для НАПК выглядели идеально, «Самопомич» приобрела для бухгалтерии компьютерную программу для формирования отчета, а также нанимает консультантов для подготовки документации к внешнему независимому аудиту.

Чтобы минимизировать коррупционные риски, центральный Исполком партии утвердил ряд положений о порядке финансирования и проведения закупок. Поэтому различные по величине суммы расходов утверждаются по-разному. Расходы в 10 тысяч гривен областные и местные ячейки ни с кем не согласовывают. Решение о расходовании суммы от 10 тысяч до 200 тысяч принимает только Исполком; он же заключает договор с поставщиком товаров и услуг. Также у партии есть долгосрочные договоры (печать газеты или аренда помещения), и расходы на сумму более 200 тысяч – все они проходят согласование с высшим руководящим органом «Самопомичи» – Политический совет.

А теперь давайте разберемся подробнее.

Партийные идеи – в массы

С декабря 2016 по апрель 2018 года каждую третью гривну из госфинансирования «Самопомич» потратила на донесение своих идей в массы – через собственную партийную газету (на бумагу и печать потратили 59,2 миллиона гривен) и рекламу на радио, телевидении и онлайн издание (8,97 миллиона гривен). Кроме этого, за несколько десятков тысяч гривен партия периодически рекламирует себя в социальных сетях: Твиттере, Фейсбуке и Инстаграме.

«Самопомич» редко размещает свою рекламу на крупных телеканалах; львиная доля видеороликов транслируется на десятках региональных телеканалов, где эфирное время в десятки раз дешевле.

Слово и Дело продолжает цикл расследований о том, как парламентские партии тратят деньги из государственного бюджета. Сегодня - о Самопомичи.
Фрагмент финансового отчета партии «Самопомич» за второй квартал 2017 годаИзображение максимального размера (откроется в новом окне)

Так, например, размещение видеоролика собственного производства «Самопомич. Страна» на телеканале «Первый городской телеканал. Кривой Рог» стоило 4 тысячи 050 гривен, на винницком телеканале «ВДТ» – 2017 гривен. Программу «Самопомич. О главном» показали на херсонском телеканале «Скифия» всего за 412 гривен, а за трансляцию и изготовление передачи «Думая о селе» на ивано-Франковском радио «Карпаты» партия заплатила 2022 гривен.

«Мы постоянно чувствуем блокаду со стороны центральных каналов на размещение информационных роликов, – жалуется Олег Лаврик. – И даже попасть в новостные блоки для «Самопомочи» довольно сложно. Поэтому мы начали размещать информационные статьи в местных газетах. Например, районная газета тиражом две тысячи экземпляров, и там где-то внизу размером 15х15 сантиметров, да еще и большими буквами написано «на правах рекламы». И стоит такой блок где-то 3 тысячи гривен. То есть, по 1,5 гривны за блок 15х15 см».

В партии посчитали: учитывая расходы на бумагу, зарплаты редакции, оплату типографии и распространения, один экземпляр газеты стоит 80 копеек, и это гораздо выгоднее, чем покупать рекламу в других газетах. Поэтому сейчас, в выпуске газеты на восьми страницах, кроме серьезных новостей – о медреформе и ОСМД, партия развлекает читателей репортажами о соревнованиях по скоростному ползанию малышей и статьями о национальный флаг и культурные обычаи украинский.

Слово и Дело продолжает цикл расследований о том, как парламентские партии тратят деньги из государственного бюджета. Сегодня - о Самопомичи.
Фрагменты львовского выпуска газеты «Самопомич» (август 2018) и днепропетровского выпуска (сентябрь 2018)Изображение максимального размера (откроется в новом окне)

Издается газета гигантскими тиражами. Например, в последнем тираже было около 3,5 миллионов экземпляров. Каждый номер газеты имеет 20-30 вариантов верстки – для каждого региона содержание готовят другое, актуальное именно для этой местности.

Количество газет для различных областей сильно отличаются. Например, во львовском выпуске за август 2018 года 53 тысячи экземпляров, в днепровском за сентябрь 2018 – 217 тысяч, в киевском за октябрь 2018 – 257 тысяч.

Сейчас газета печатается в Тернополе и распространяется через «Укрпочту»: газету везут из типографии в одно почтовое отделение в Тернополе, а оттуда она развозится по всем уголкам Украины.

Деньги – за рейтинг

Половину средств, полученных из государственного бюджета, партия тратит централизованно, а остальные деньги передает местным парторганизациям, которых насчитывается более четырехсот. Распределение происходит в соответствии с коэффициентом производительности работы каждой организации за предыдущий период. Однажды в год эти показатели пересматриваются.

«У нас есть несколько десятков показателей, которые в сумме дают определенное количество баллов: важно, например, на каком этаже офис находится: если на третьем – один балл, если на первом – это три балла также учитываем количество выступлений депутатов местных советов на сессиях; считаем количество полученных запросов депутатами, количество встреч с жителями. Чем больше баллов – тем больше получит центр», – пояснил Олег Лаврик.

С каждым годом сеть партийных ячеек разрастается. Вместе с тем, увеличиваются расходы на зарплаты, аренду офисов и автомобилей. Неудивительно, что по сравнению с прошлым годом, на аренду помещений для всех областных и местных ячеек партия потратила во втором квартале 2018 года в 2,7 раза больше – 2,7 миллиона гривен. При этом, зарплатный фонд вырос на 70% – до 5,4 миллионов гривен.

Например, в Киевской области в 2017 году было восемь ячеек, а сейчас их уже двадцать три.

«Для того, чтобы создать местный политический центр «Объединение «Самопомич», в первую очередь должен быть местный актив, который собственно и является инициатором создания и желает развивать его у себя в селе, городе или районе. У нас нет цели создавать политические ячейки для статистики», – рассказывает член исполкома киевской областной организации ПП «Объединение Самопомич» Владимир Притуленко, который отвечает за создание и развитие городских организаций в области.

Партиец показывает несколько десятков пачек раздаточных материалов – это брошюры по медицинской реформе и по профилактике сахарного диабета. Их распространяют местные ячейки и на тематических встречах с избирателями.

Слово и Дело продолжает цикл расследований о том, как парламентские партии тратят деньги из государственного бюджета. Сегодня - о Самопомичи.
Партийная продукция в офисе киевской областной ячейки партии «Самопомич»Изображение максимального размера (откроется в новом окне)

«Область проводит 30-40 мероприятий в месяц. На каждом мероприятии будет где-то 30-150 человек. Поэтому эта куча растает примерно через неделю, – говорит Притуленко. – Например, в областной организации «Объединение «Самопомич» обратился местный актив города Буча с проблемой «длинных» очередей в больницах. Мы от себя им предложили помочь в проведении социального проекта мобильных медицинских скринингов. За два месяца около 400 человек имели возможность пройти обследование. В итоге сформировалась команда из местного актива, которая и решила создать у себя Бучанскую городскую организацию «Объединение «Самопомич».

В целом «Самопомич» неохотно тратит средства на сувенирную продукцию. Футболки, блокноты, папки, визитки, календари, плакаты, значки, ручки изготавливают небольшими партиями – и почти все раздают своим же партийцам во время форумов и семинаров.

Периодически партия закупает небольшие партии брошюр и листовок на раздачу в палатках. Иногда для проведения акции или соревнований заказывают подарочные кубки, медали и грамоты.

«Делали детские раскраски для школ (10 тысяч экземпляров) – для обучения дорожного движения детей начальных классов. По медицинской реформе делаем различные буклеты. Их раздаем в палатках (также купленные за государственные средства) во время проведения экспресс-тестов на уровень сахара в крови», – приводит примеры Олег Лаврик.

Чтобы на местах не списывали средства на ФОПы, которые не имеют никакого отношения к канцтоварам и сувенирке, партия подписывает договоры с крупными компаниями, которые имеют разветвленные филиалы по всей Украине. Так, например, канцтовары закупают в сети магазинов «Папирус». Счета передаются в центральный офис. Так же покупают воду, сахар, кофе.

Чтобы развозить партийную продукцию по офисам, каждый областной центр имеет договор аренды авто. 38 из 43 автомобилей партия пользуется бесплатно – они принадлежат работникам офисов.

«Бесплатную аренду мы оформляем, когда люди оформляют командировки, и если что-то произойдет в пути, они более защищены законом, например, страховка оплачивается. В каждой области у нас есть одна или две машины, – объясняет Олег Лаврик. – Было несколько случаев, когда мы компенсировали затраты на ремонт – потому машины изнашиваются во время длительных командировок. На замену запчастей 6-7 тысяч гривен выделяем».

Также из госбюджета покрываются расходы на горючее для арендованных авто. «Самопомич» подписала долгосрочные договора с «Окко» и «WOG». Эти компании ежемесячно дают партии талоны на 1000-1500 литров горючего, которые распределяются между офисами в соответствии с запросами руководителей: по 50-200 литров.

«Мы принципиально не тратим средства на услуги компаний, имеющих отношение к членам нашей партии. Не ставьте рекламу на 24 канале, который принадлежит лидеру партии. Размещают ролики о нас, но мы не платим за это средств. Чтобы не было ангажированного отношения, – продолжает Олег Лаврик. – Даже помещение не арендуем у родственников членов партии за символические 100 гривен, потому что это коммерческий интерес».

Кадры решают все

«Самопомич» очень тщательно относится к отбору своих кадров. Чтобы стать членом партии, недостаточно просто написать заявление о вступлении – вместо этого нужно не менее полугода доказывать свою благонадежность: ходить на встречи, акции, работать в общественных приемных. И только после этого кандидата зачисляют в специальный реестр сторонников, а потом предлагают стать членом партии. Через так называемые «политические жернова» прошли и получили партбилет всего две тысячи сторонников партии.

Но даже те, кто прошел строгий отбор, не могут рассчитывать на роскошные условия труда. Самые высокие зарплаты – 13-15 тысяч гривен – получают работники центрального исполкома партии во Львове, который состоит из нескольких департаментов: медийного, юридического, финансово-хозяйственной, международной и департамент внутренней политики, который занимается работой всех ячеек в Украине.

Например, руководитель финансового департамента Ирина Каминская работает на полную ставку и получает 12 тысяч гривен. А руководитель Международного департамента Оксана Сыроид совмещает работу с должностью руководителя Киевской городской организации. Поскольку она является народным депутатом, то по закону не может получать зарплату в партии, и работает на волонтерских началах.

В офисе работает около полусотни человек. Еще несколько сотен штатных работников – юристы, журналисты, менеджеры – находятся в региональных центрах. Именно руководители местных ячеек подают кандидатуры на утверждение в центральный штаб. Здесь их заводят личное дело и официально трудоустраивают.

Слово и Дело продолжает цикл расследований о том, как парламентские партии тратят деньги из государственного бюджета. Сегодня - о Самопомичи.
Офис Департамента внутренней политики центрального офиса партии во ЛьвовеИзображение максимального размера (откроется в новом окне)

«Штатное расписание везде разное, потому что бюджеты отличаются, и руководители сами понимают, какое количество людей они могут обеспечить зарплатой и всем необходимым, – говорит Олег Лаврик. – Поэтому может работать один человек, а максимум – в областных центрах – во Львове, Тернополе, Киеве, Житомире – 15-20 человек. Есть и ячейки, где работают депутаты, и вообще не получают зарплаты, но вместе с тем многие активисты».

Чтобы контролировать всех штатных работников, у партии есть собственная CRM-система – то есть, система внутреннего корпоративного общения и организации работы. Еще в 2016-м году партия приобрела ноутбуки, материнскую плату, центральный процессор, IP-телефонию для внутреннего пользования и другое оборудование для серверной комнаты на сумму 2 миллиона 361 тысяч гривен. Программная продукция обошлась еще в 3 миллиона 151 тысячу гривен.

CRM-система партии включает «внутренний фейсбук» и чат, архивы для фото и видео. В ней ведется учет всех ячеек, переписка, календарное планирование, напоминание о задачах.

Несмотря на то, что обслуживание и сопровождение CRM системы ежемесячно стоит около 200 тысяч гривен, руководство партии считает, что это дешевле, чем платить Google-диску за хранение файлов.

«80-90 тысяч гривен мы раньше платили за хранение информации. У нас более тысячи ящиков были открыты. Но контролировать и планировать неудобно, когда нет единой системы. К тому же, наша система более защищена, – говорит Олег Лаврик. – Если мы исключим человека из партии, за две минуты мой системный администратор исключит его из всех доступов к документам и данным. Google-докс такой возможности не дает».

Тренировка нон-стоп

«Самопомич» охотно тратит государственные средства на обучение своих работников и депутатов всех уровней. В офисе есть тренинговый класс, а в штате партии постоянно работает десять тренеров, преподающих во всех уголках Украины. В среднем партия проводит 2-3 тренинга в неделю.

«В результате местных выборов в 2015 году у нас есть депутаты от «Объединения «Самопомич» в местных, районных и областном совете. Все члены профильных депутатских комиссий, групп, а кто-то является руководителем фракции, – говорит член исполкома Киевской областной организации ПП «Объединение «Самопомич» Владимир Притуленко. – Нужно понимать, что в университете на депутатов не обучают. Поэтому, чтобы депутат имел возможность качественно выполнять свои депутатские обязанности, ему нужны специализированные знания».

В киевской областной ячейке проводят обучение депутатов по бюджетным, земельным, коммунальным вопросам. А председатель фракции «Самопомич» в Переяславском городском совете Максим Иващенко несколько недель назад был на тренинге по цифровой безопасности.

«Тренинг длился 2 часа. Во время него рассказывали нам о фишинге, паролях, антивирусе, как сайты проверять, как можно заразиться компьютерным вирусом», – делится впечатлениями партиец.

Чтобы партийцы не голодали во время 6-7-ми часовых учений, «Самопомич» заказывает кейтеринг – еду везут на место проведения мероприятия прямо из ресторана. За два года питание во время учений и партийных съездов обошлось налогоплательщикам в сумму более 882 тысячи гривен.

Более ста раз «Самопомич» оплачивала услуги заведений питания. Например, 3 апреля 2017 года в Ирпене партийцы оставили в ресторане 34 тысячи гривен, 25 мая 2017 года в Запорожье обед обошелся в 36 тысяч гривен, а 5 июля 2017 в Кривом Роге поели на 62 тысячи гривен.

Кроме штатных тренеров, с партийцами занимаются наемные специалисты. На их услуги партия потратила более 5 миллионов 722 тысяч гривен. Самый дорогой тренер из всех – Александр Лисовик – помогает партии сформулировать стратегически важные направления работы партии и определить основные месседжи, с которыми «Самопомич» идет на выборы.

Председатель Исполкома Олег Лаврик был на большинстве тренингов Лисивика и говорит, что wow-эффект от обучения этого бизнес-тренера он почувствовал: «Он очень сложные вещи расставлял всегда по полочкам и акцентировал внимание на главном. Он извлек из проблематики ключевые вещи, анализирует со стороны. И это очень полезно – иметь взгляд со стороны».

Слово и Дело продолжает цикл расследований о том, как парламентские партии тратят деньги из государственного бюджета. Сегодня - о Самопомичи.
Конспект тренинга с Александром ЛисовикомИзображение максимального размера (откроется в новом окне)

По словам заместителя руководителя департамента коммуникаций Светланы Крыжановской, помимо прочего, во время тренинга с Лисовиком партия приняла несколько решений по информационному наполнению своей газеты: «На этой сессии мы поняли, что нашей аудитории не интересны только общенациональные темы и заявления. Ведь партия имеет разветвленную систему ячеек. И им интересно более что делается у их дома. Приняли решение делать областные вкладки – раз в месяц, а потом и два раза в месяц. Еще одно хорошее решение – это больше пояснительного контента. Людям очень трудно разбираться самим в сложно написанных законах и новостях. Поэтому мы стали больше делать материалов, собственно, пояснительных. На сайте, в газете, начали работать с продакшн и делать видео, собственную теле- и радиопрограмму, которую размещали в региональных СМИ».

С ключевыми спикерами партии и депутатами местных советов регулярно проводит индивидуальные медиа-тренинги Любовь Сорокина.

«Ставят, например, депутата местного совета перед камерой. Сорокина стоит за камерой, задает вопрос. И так 2-4 часа с каждым лицом работает для выработки публичных навыков и правильной риторики», – объясняет Лаврик.

Кроме устных занятий, «Самопомич» организовала в своих офисах мини-библиотеки с развивающей литературой: Ли Куан Ю «Из третьего мира – в первый», Хиллари Клинтон «Трудные решения», «Почему нации приходят в упадок?» Дарона Аджемоглу.

В декабре 2016 года партия приобрела книг на 500 тысяч гривен. И теперь в ячейках есть книжные стеллажи с 28-ю книгами – их закупали по 200-300 экземпляров. Члены партии, активисты и работники могут взять литературу домой на неделю-две.

Армия помощников

Кроме собственного штата работников, «Самопомич» платит миллионы гривен за услуги целой армии аналитиков, социологов и консультантов. Так, с момента получения государственного финансирования, партия заплатила более 14 миллионов 679 тысяч гривен за «информационно-консультационные услуги» и «проведение социологических исследований» десяткам ФЛП, СПД и толк. 95% этой суммы получили девять юридических лиц.

Больше всего средств получило «Адвокатское объединение «АРИО». С ним «Самопомич» сотрудничает уже два с половиной года. В центральном исполкоме партии объясняют свой выбор лояльной стоимостью услуг сходством взглядов с работниками фирмы.

«90% таких вещей (работа юристов – ред.) мы делаем за счет наших штатных работников, но бывают ситуации, когда нужно представлять интересы в суде, и для этого надо иметь адвокатское удостоверение. А команда у них там 18-20 человек получают средства почасово, – объясняет Олег Лаврик. – «АРИО» представляет интересы «Самопомичи» в украинских судах, а также помогают в подготовке нормопроектирования. Например, работали с нами над законопроектом «О банкротстве», «О выборах по открытым спискам».

Другой юрист – ФЛП Тарас Романишин – сопровождает деятельность львовского городского отделения и депутатской фракции в Львовском городском совете: готовит постановления для сессий городского и областного совета, депутатские запросы, ответы на обращения граждан. За эту работу он уже успел получить 222 тысячи гривен из госбюджета.

Также «Самопомич» регулярно заказывает социологические опросы об общественно-политических настроениях украинцев. Львиную долю таких исследований проводит компания «ФАМА». Таких исследований за последний год было проведено девять.

Слово и Дело продолжает цикл расследований о том, как парламентские партии тратят деньги из государственного бюджета. Сегодня - о Самопомичи.
Председатель Исполкома партии «Самопомич» Олег Лаврик держит в руках результаты социологических исследований компании «ФАМА»Изображение максимального размера (откроется в новом окне)

«Мы должны понимать, где, в каких регионах что нужно усиливать, что беспокоит людей: война, коррупция или тарифы», – объясняет Олег Лаврик, и добавляет: по данным последних социологических исследований «ФАМА», рейтинг партии «Самопомич» составляет около 11 %.

Или верными являются расчеты социологов «Самопомочи», станет известно менее чем через год.

Любовь Величко, специально для «Слова и Дела»

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: