В это сложно поверить, но случаются люди и целые народы, которым некомфортно быть нормальными и стабильно получать одобрительную внешнюю оценку. Нет, конечно, всем нравится, когда окружающие их хвалят, но у некоторых это параллельно создает неодолимую тягу доказать обратное – всем и себе в первую очередь. Стремление к самообесцениванию не осознается, однако оно настолько мощное, что выстраивается целая система мотивов и сложная последовательность действий, которые в конечном итоге приводят к обидному провалу. Провалу очередному, а потому подтверждающему изначальную убежденность в несправедливости окружающего мира, собственной роли жертвы в нем и абсолютной невозможности от этой роли избавиться.
Так бывает у временно завязавших запойных пьяниц, которых буквально тянет даже не выпить, а в уютное состояние униженной беспомощности и безответственности, гори все кругом огнем. Последствия глубоко въевшейся установки на собственную неполноценность, маскируемой, разумеется, убежденностью в исключительности и величии, мир с брезгливым страхом нынче наблюдает в лице России.
У Украины с Россией огромное общее наследство, и коллективный комплекс неполноценности, к сожалению, тоже входит в нажитое за сотни лет совместного проживания, причем усугубленный, поскольку равноправными отношения в паре не были никогда. И вот сейчас, когда Россия уверенно и все духаристей пробивает одно дно за другим, а Украина, наконец, вроде оказалась на правильной стороне истории, тут бы и вцепиться мертвой хваткой в нормальность, избавляясь от роднящих с россиянами неприятных черт. Но нет, антироссийскость словно подзуживает привычные механизмы падения: плохие они, а мы же теперь в полном праве надраться (зачеркнуто) вести себя, как заблагорассудится. Разве могут быть неправы те, кто воюет с Путиным?
Житомирский облсовет, выдержав месячную паузу, 25 октября поддержал своих львовских коллег. На территории Житомирской области тоже вводится мораторий на «публичное использование русскоязычного культурного продукта в любых формах до момента прекращения оккупации Российской Федерацией территории Украины». Очень хотелось обмануть себя и считать львовское решение нетипичным случаем местного правового и политического помешательства, которое носит исключительно временный характер: полечат-исправят, и дальше пойдем. Теперь так не получится.
Не только никто не бросился лечить, на фоне уже привычно отмолчавшегося гаранта Конституции и не шелохнувшейся Рады нашлись желающие повторить, и вряд ли последние. Правовым беспределом и отказом просчитывать политические последствия у нас никого не удивить, в этом случае же перед нами прежде всего пример глубокого неверия украинцев в самих себя и окружающих в оболочке несокрушимой уверенности в своем праве на несправедливость, а потому на ненормальность. Более того, мы имеем дело с предписанием органов власти: под угрозой наказания нельзя, оказывается, быть нормальными «до момента прекращения оккупации Российской Федерацией территории Украины». Когда там они Крым вернут? Ну вот.
Как порой пишут пользователи соцсетей, кокетливо сокрушаясь и оправдывая исходящий и будущий бред, «напывсь». Дескать, не обессудьте. Когда таким образом ведут себя представители власти, это не смешно и просто опасно. Ущербные патриоты готовы, как предписывает им российская пропаганда, делить страну на чистых и нечистых, подводя Украину к очередному краху, чтобы потом привычным жестом рвануть вышиванку на груди и зарыдать о ее несчастливой судьбе. Нет, они этого искренне не хотят, совсем наоборот, но неудержимо к этому стремятся, реализуя внутреннюю установку на проигрыш. Нам точно с ними по пути?
Мало оказаться на правильной стороне истории, надо еще понимать, что это за история, чтобы ее не испоганить.
Леонид Швец, специально для «Слова и Дела»
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ
и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»